Сын моего одноклассника проиграл в карты машину отца. Самое смешное (или самое трагичное?), что любовь к картам сыну привил отец.
В подмосковном Пушкине старшеклассник пытался покончить с собой, вскрыв вены в ванне, наполненной водой. Спасло чудо - мать в обеденный перерыв заскочила домой. Причина попытки самоубийства - карточный долг.
Психологи отмечают: в судьбы подростков всё чаще вмешивается «невинный порок» - игра. Сам много раз видел, гуляя с ребёнком: чуть ли не каждая тенистая беседка двора или игровой площадки опустевшего к вечеру детского сада занята компашками подростков, играющих в карты. Ладно бы шлёпали в наивного дурачка, остывая после мозгового штурма учебников и конспектов -игра идёт нешуточная: шуршат купюры, горят глаза, карандаш лихорадочно ведёт запись.
Стоны. Мат. Вопли. Слёзы. Сопли. Азарт...
«Ваше благородие, госпожа удача» Все бросились ловить счастье за радужный павлиний хвост: папы - на биржах, сыновья - в подворотнях. Фон жизни располагает к охоте: на себя надейся, а в игре не плошай. Что наша жизнь? Игра! Жизнь - копейка, судьба - индейка. Судьба поставлена на карту.
Помню, лет 15 назад в крупном промышленном Свердловске прогремел случай: картёжный шулер по кличке Студент вымогал карточный долг у старшеклассников, братьев Владимира и Константина Кириченко. Братья, подрабатывая летом на жиркомбинате, в обеденный перерыв поигрывали со Студентом в карты. Сначала на невинный интерес (проигравший получал по носу с десяток «горячих» колодой карт), а потом на деньги. Братья «слили» Студенту весь свой летний заработок.
Картёжник шулеров и тогда хватало, но этот случай стал скандальным - в ЧП вляпалась престижная школа. Родители подняли праведный, но запоздавший шум...
Карточная забава не так невинна, как кажется. Игра - наркотик, азарт - игла. Всё чаще милиция вынуждена вступаться за продувшихся подростков - недоросль, проиграв свои плейер, магнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамеру, шмотки, ставит на кон и родительскую машину, а то и квартиру. В Москве и Санкт-Петербурге (где карты в моде) таких случаев десятки.
Порок не нов. Друг Пушкина Вульф писал в дневнике: «Пушкин справедливо говорил мне однажды, что страсть к игре есть самая сильная из страстей». Вульф сам был не в меру азартен и много проиграл. Ещё холостой Пушкин пишет в письме своему кредитору Яковлеву, намекая на новый заём: «А я, между нами, проиграл уже около 20 тысяч». У Велико-польского есть язвительная эпиграмма о пагубной страсти Пушкина: «Глава Онегина вторая съезжала скромно на тузе». Это означает, что свой очередной карточный долг поэт заплатил второй главой романа «Евгений Онегин».
Достоевский. Умер в долгах. Поэт и художник Адамович проиграл 30 000 франков, высланных ему на покупку квартиры в Париже. Сара Бернар хотела покончить с собой после крупного карточного проигрыша, наглотавшись снотворного. Актрису едва спасли.
Примеров много. Они могут вскружить голову подросткам. Ряд один, но имя ему - порок. Перед пороком все равны. Если наркоманами были Аполлинер, Рэмбо, Эдгар По, Ницше, Мэрилин Монро, Эдит Пиаф, Брайан Джонс (музыкант «Рол-линг Стоунз»), Владимир Высоцкий - это совсем не значит, что наши дети должна на них равняться. Ты сначала стань Пушкиным, а потом посмотрим, играть ли тебе в карты. А по мне, так лучше иметь сына-повара, но без порока, чем сына-гения, но с азартом, жаждой наживы... Пороков невинных не бывает. Порок всегда с чёрной отметиной.
Есть Игра с большой буквы, а есть с маленькой. С мизерной, блошиной, точечной. Игра в карты - из них. Есть Игра, которая формирует человека, строит его как личность; есть игра, которая размагничивает, крошит характер. Детский писатель Анатолий Маркуша (который в свои 80 лет ещё рисковал летать на спортивных типах самолётов) как-то сказал мне, что одной из причин его антипатии к отцу (в прошлом видному московскому экономисту) стали вечерние бдения компании отца за карточным столом. Причём не столько карты сами по себе, сколько реплики отца во время игры, реплики, которые высвечивали отца с невыгодной стороны. Девизом отца Марку-ши за покером было: «Лучше жить трусом, чем умереть покойником». Сам Анатолий Маркуша пошёл вопреки: стал военным лётчиком, много в жизни рисковал, не научился лукавить.
У меня нет патологических чувств против карт как таковых. Сам на пляже могу перекинуться в «подкидного»,расписать покер или Кинга... Но ставить на карту судьбу - глупо. Везде необходима мера, о которой знает искушённый взрослый, но о которой часто не догадывается рисковый «пофигист» подросток. А потому чем позже ваш сын (девочкам карточный азарт почти не грозит) узнает карты, тем лучше. Почти мистическая способность карт: они вызывают в человеке больше низменного, чем высокого. К шахматам (на бытовом, а не на высшем, профессиональном уровне) грязь не прилипает. Не прилипает к футболу, баскетболу, волейболу, теннису. К картам - липнет.
В карты худо-бедно играет каждый - в шахматы (по статистике) каждый четвёртый мужчина (не значит, что играет хорошо, просто имеет представление об игре, знает, как ходить, какова цель игры...). Не всякий прилично играет в футбол, баскетбол, настольный теннис.
Карты более «народная» игра - шахматы! принято считать игрой «для избранных». Первое - забава, убийство времени. Второе часто тоже забава, тоже убийство времени, но и тренировка ума.
Проигравший в карты амбициозный партнёр, как правило, начинает ловчить - проигравший в шахматы (го, нарды, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис), как правило, продолжает совершенствоваться.
Опросы социологов подтвердили, что современный подросток играет в картах: 1. «от безделья»;
2. «за компанию» (читай, тоже «от нечего делать»);
3. «в надежде что-то выиграть»; 4. «потому что остальные игры требуют больших умственных и физических усилий».
Заметьте: от безделья. Безделье - питательный бульон любого порока.
Пушкин играл в карты, когда не шли стихи - наши балбесы играют в карты, когда нечего делать. Впрочем, и наших благородных предков за вист или покер тоже усаживал праздный образ жизни. Результатом карточной страсти Пушкина были не только долги, но и «Пиковая дама». Результат игры дворовых картёжников убог и печален.
Пишу и вижу натяжки сравнения, но никуда не денешься: тень видна только с помощью света. Пороки гениев оттеняют их достоинства - пороки бездарей становятся их судьбой.