В Южной Осетии война шла и за нефть
Окончил Литературный институт имени Горького, Высшие экономические курсы при Госплане СССР. Был специальным корреспондентом центральных газет в Центральной Азии. Автор около ста книг экономической и правовой тематики.
В наши дни над свинцовыми водами Каспия витает дух новой мировой катастрофы. На каспийском рубеже последней схватки за третье тысячелетие сойдутся Европа и Китай. Чингисхан придёт на сей раз за нефтью. Нефть Каспия, повёрнутая на Восток, – это Европа, не попавшая в ХХII век.
Китай не развернуть от Каспия соблазном нефти Восточной Сибири. В Китае с дальновидным восточным превосходством понимают: захват ресурсов Каспия равнозначен китайским гарнизонам в столицах Европы.
Каспийский нефтяной бассейн – это последний планетарный ресурс нефти в центре геополитического контура России. Через два года Каспий опередит по добыче нефти Венесуэлу, крупнейшего производителя Южной Америки. К 2020 году – и Россию. Это прогноз президента Казахстана. Нефтяной копилке Тюмени предсказывают дно уже к концу 20-х годов нынешнего века.
Сколько России на Востоке – столько России в мировом первенстве. Каспий становится геополитический судьбой России. Если в России не поймут, что Каспий – это неизмеримо больше, чем нефть, наша страна останется одинокой перед множеством врагов.
История человечества – это смертельная схватка за поверхность и ресурсы Земли. Всё остальное – ложь.
Уже идёт планетарная схватка за Каспийский нефтегазовый регион. Развитие по чужим сценариям событий в Каспийско-Центральноазиатском регионе до 2020 года опасно для России.
К этому времени Каспийский нефтяной бассейн окажется способным полностью обеспечить нефтью Китай, который, по мировым оценкам, будет потреблять свыше 300 млн. тонн, почти вдвое больше, чем до 2010 года. Нефть Казахстана и Туркмении, а также газовый конденсат и газ, по китайскому сценарию, избавляют КНР от угрозы блокады со стороны США в случае глобального невоенного столкновения. Реален ли такой скачок? Реален.
Специалисты Казахстана уверенно предсказывают, что ресурсы их сектора моря и прикаспийской суши – 35 миллиардов тонн. Есть и такая оценка – доля Казахстана в мировых запасах к 2020 году с сегодняшних чуть более 3 процентов достигнет 20. В то время как доля России с сегодняшних 20 процентов уменьшится до 15. Сегодня в Казахстане работают все крупнейшие нефтяные компании мира. На шельфе Туркменистана появился крупный индийский партнёр.
Где сейчас Стабфонд РФ? Кормит ипотеку США с нулевым и отрицательным доходом. А Индия громадными кусками покупает дно Каспия, а не бумаги штатовских банков. Российские компании в чужой части моря в роли гастарбайтеров – разведка, оконтуривание месторождений и... Гуляй, Ваня!
Невиданная концентрация западных компаний-гигантов в Каспийском регионе, очевидно, связана не только с выгоднейшим бизнесом, но и с геополитическими страхами старой Европы. Китайские трубопроводные закидушки в казахстанский резервуар реально осознаются европейцами и североамериканцами как глобальная геополитическая угроза.
Железная дорога из Китая через казахстанские Северное Приаралье и плато Устюрт, туркменские Каракумы в Иран и в Европу выключит на три четверти российский Транссиб из дальневосточного, азиатского, юго-восточного и европейского грузооборота. Заметно уменьшится экономическое влияние России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кто заказывает музыку, тот её и танцует. Казахстан, Туркменистан, а затем и Узбекистан неизбежно будут вынуждены подгонять свою внешнюю политику под императивы китайской глобальной экспансии.
Китай уже привязал к себе существенную часть казахстанских урановых запасов. Нефть, уран, железные дороги, а затем и предложение воинских контингентов для охраны трубопроводов, горных выработок, дорог с необходимостью единого координатора евразийского транспортного коридора в обход России? Китайская военная база на Каспии уже не столь фантастична, как перестала быть фантастикой военная база США у Баку.
Россия в конце ХХ века истекала нефтяными реками Тюменского Севера. Опустошение северных недр шло на чудовищной скорости. Ночное зарево на тысячу километров – уничтожался попутный нефтяной газ. Многие годы нефть Самотлора была дешевле газировки без сиропа. 150 тысяч жителей Нижневартовска добывали 150 миллионов тонн нефти в год. Нефть фонтанировала, клокотала в стальных трубах. Это чудо природы не было вечным.
Но ведь есть Каспий. Да, но...
Существуют три сценария, по которым Россия может потерять своё решающее присутствие в регионе. Все три связаны с тем, что Россия окажется запертой в своём 17-процентном секторе Каспия.
Два сценария стремительно развиваются в настоящее время.
Китайский сценарий. Китайская экспансия неизбежно нарастает. Она захватывает весь мир. «Большая колесница для того, чтобы её нагрузить. Ей есть куда отправиться». Это две строки из древнекитайской «Книги перемен». И не надо себе морочить голову, что экономическая экспансия – это поход за прибылью. Это – поход за поверхностью Земли. В ноябре 2002 года уходящий генсек Китая впервые обозначил рубеж завершения тотальной модернизации страны к середине века. Названа дата всемирного передела поверхности планеты?
Европейский сценарий. Произойдёт отток ресурсов в сторону от России. Иран захочет обменять часть ядерных амбиций на поставку своего газа в Европу. Иран – второй в мире владелец газа. Этот же путь не заказан Туркменистану. Включая каспийскую нефть. И тогда Европа вырывается из углеводородных объятий России.
У России сегодня единственный союзник в сражении за Каспий – прагматичная Европа. Потребитель такого масштаба – это и есть расчёт России на грядущее процветание. Иранский коридор и иранский производитель способны катастрофически обрушить этот расчёт. И тогда замаячит жёлтый призрак превращения в сырьевую провинцию Китая. Потеряв европейских потребителей, Россия потеряет Каспий. Потеряв Каспий, Россия потеряет Казахстан. Для русской судьбы потеря Казахстана – это потеря части Родины.
Исламский сценарий. Он связан с присутствием в Центральной Азии исламского фундаментализма как региональной формы политической экспансии. Он ничего хорошего России не сулит.
Сражение за Каспий, повторимся, уже идёт. Есть первые тысячи погибших. Те, кто погиб в Южной Осетии, – из их числа.
Исторически не пылающая трудовым энтузиазмом Грузия вдруг решила окончательно сбежать от вечной российской халявы. В бюджет Грузии закачивались средства, в 40 раз превышающие стоимость собственной продукции Грузии. Сталинская образцово-показательная советская республика. Гонор главной нации СССР. При большевизме самый сытый, чуть не богом избранный народ. Вот куда восходят южноосетинские события августа 2008 года. Что говорил об осетинах и русских скоропадский гетман Грузии Гамсахурдиа? «Мусор, ими надо управлять».
Кто же теперь будет кормить и лелеять Грузию? Таких дураков больше нет. Дядя Сэм – прагматик. Ему нужны Каспий и пучки трубопроводов через Грузию в обход России. Ему для политической театральной массовки нужно чужое пушечное мясо – и грузины отправляются в Ирак. Если бы Грузия находилась между Монголией и Якутией, там бы и почивала незаметно для всех остальных. Геополитический смерч Каспия способен прекратить существование Грузии как государства в тисках Ирана, Турции, России, Китая.
Откуда у Грузии невиданное количество израильского оружия? Израиль рассчитывает получать через Грузию каспийскую нефть в своём порту Эйлат.
А если нефть Каспия пойдёт через Россию и Болгарию? Прощай, Гиви!
Что есть южноосетинские события? Война за перекачку каспийской нефти. Торможение на нефтепроводе американской мечты Баку–Тбилиси–Джейхан, и Азербайджан уже прикидывает перекачку своей нефти на Новороссийск. Так что Россия геостратегически не могла просто тихо утереться статусом-кво после боёв за Южную Осетию.
ХХI век не станет копией ХХ. Российскому капиталу следует масштабно двигаться в Центральную Азию.
Качественно новая глобальная тема – взаимопроникновение и взаимодополнение экономик РФ и стран Азиатского региона СНГ. Это практически неисследованный процесс, коренным образом и ежедневно упорно меняющий исторические психики целых этносов. Идёт не только смена общественно-политических эпох, происходит трансформация материального и социумного наследия СССР. Причём трансформация – не значит уничтожение.
В экономики стран Центральной Азии агрессивно внедряется капитал Китая, США, Евросоюза. Бизнес России катастрофически запаздывает уже на 15 лет. Привязать к России экономики ближайших стран – обеспечить безопасность России по азимутам третьей мировой войны. Срочно необходимо создание транснациональных корпораций по совместной добыче, транспортировке и переработке продуктов нефтяного Каспия. И с разделением прибыли, возникшей в результате совместной работы вместо цепочки «купи-продай».
Возвращение Каспия – это возвращение культуры России в миропонимание народов Азии.
Мировой опыт давно решил такую проблему: образовательные, благотворительные, экспертные организации. Фонды Карнеги, Британский совет, Французский альянс, германский Институт Гёте, испанский Институт Сервантеса, Шведский институт, финские книгоиздательские гранты... Через культуру – к ресурсам. Через умы – к скважинам и шахтам.
Волонтёры из США как родились в Ереване. Это добровольцы, за них не отвечает Госдеп, культурная экспансия как частная инициатива. С их подачи владеть английским стало так же престижно, как иметь «Мерседес-600». Есть российские фонды в СНГ – всё равно что их нет вовсе. Одна радость – ничего не делают, значит, ничего не портят.
У президента США – специальный помощник по Каспийскому региону. Где Техас, а где Мангышлак и Астрахань? Но 32 востокомана в аппарате этого помощника непрерывно отслеживают события вокруг Каспия. Это не ЦРУ и не «поляна» в Ясеневе.
…Много лет назад автор учился в школе рабочей молодёжи на Мангышлаке. Каждый экзамен бурно отмечали на берегу Каспия. Пустые бутылки сдавали морю, и никто не знал, сколько мы выпили. Каспий хранил эту глупую тайну. Теперь не до того. Теперь здесь Каспийский ФРОНТ. Надо выстоять и победить.