Кинорежиссёр Владимир Мотыль, отмечающий в эти дни своё 80-летие, в полной мере разделил своеобразную судьбу творцов произведений истинно народных. Не думаем, что большая часть наших сограждан сумеет, что называется, опознать его в лицо, а некоторые, вероятно, и фамилии этой, забавно звучащей, не вспомнят, но вместе с тем не найдёте вы среди «рождённых в СССР» ни одного человека, не видевшего «Белое солнце пустыни» и не относящегося к нему с восторгом или, в худшем случае, с безусловной доброжелательностью.
Перед нами тот самый характерный случай, когда национальный шедевр заслоняет для соотечественников фигуру самого его создателя. Насколько греет осознание этого душу автора, рассуждать не берёмся, но факт остаётся фактом. А между тем есть у Мотыля ещё как минимум две совершенно замечательные, хотя и не вызвавшие сколь-нибудь близкого к эффекту «Белого солнца» картины. «Женя, Женечка и «катюша», по сути, открыла для российского кинематографа благодатное направление лирической военной трагикомедии. А посвящённая декабристам и их жёнам пронзительная сага «Звезда пленительного счастья» – лента, настолько точно схватившая и передавшая былую эпоху, что мы бы взялись рекомендовать её к обязательному просмотру для всех постановщиков, обращающихся сегодня к историческому материалу.
Сын репрессированного и ссыльнопоселенки, сам проведший раннее детство на далёком от родной Белоруссии северном Урале, Мотыль всю жизнь был крайне далёк от пути, усыпанного розами. Несмотря на грандиозный успех главного фильма, командиры советской кинематографии всячески затирали режиссёра, демонстративно обходили наградами и званиями, в изобилии просыпавшимися на него лишь после начала 90-х, и даже на годы, по сути, отлучили от профессии. А ленты, снятые им в постперестроечные времена, оказались даже не то чтобы недооценёнными, но, называя вещи своими именами, попросту не увиденными зрителями.
Поздравляя Владимира Яковлевича со славной датой, хочется особо пожелать наряду с традиционными здоровьем и благополучием счастливой судьбы для новой, десятой по счёту картины мастера «Багровый цвет снегопада», работа над которой сейчас близится к завершению.
«ЛГ»