Возвращение исторических названий городам и улицам в России всегда вызывает бурю эмоций. Слишком полярны мнения наших граждан во взгляде на историю, особенно недавнюю. Проблема переименований обсуждалась на заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия». На вопросы «ЛГ» отвечает один из инициаторов заседания председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре Григорий ИВЛИЕВ.
– Григорий Петрович, конечно, очень важно, чтобы нашим старинным городам и улицам были возвращены исторические названия. Однако так ли остро стоит этот вопрос сегодня, когда в обществе немало других проблем? Когда многие деревни, посёлки и даже небольшие города попросту исчезают вместе со своими названиями?
– Вопрос о возвращении имён – это не вопрос к какой-нибудь круглой дате. Это вопрос нашей повседневной жизни, нашей культуры, к которому мы должны обращаться постоянно. В топонимике кроются очень большие культурные смыслы. Чем бережнее мы стараемся сохранить прошлое, тем понятнее нам дорога в будущее. Основой при принятии решения о наименовании улиц, городов, посёлков должна быть культура, являющаяся памятью человечества.
Сейчас понятно, что имена политических деятелей, которые воспринимаются и оцениваются обществом неоднозначно, в топонимике сохранять нельзя. Ну не может человек, с которым связано убийство, к примеру, царской семьи, быть достойным того, чтобы мы увековечивали его память в названиях улиц и городов!
– Что самое важное в работе по переименованиям?
– Многие выдающиеся россияне заслуживают того, чтобы их имена были присвоены населённым пунктам, улицам и железнодорожным станциям. Но сегодня мы в большинстве городов можем прочитать на уличных указателях имена трёх-четырёх классиков литературы. Такая топонимика не отражает полноты нашего культурного и исторического наследия. При этом надо сохранять те наименования, которые связаны с прошлым, даже если их собираются назвать по-иному, пусть и в честь достойных людей. Такие распространённые старинные названия улиц, как Дворянские, Астраханские, имеют право на существование. В них живёт наша история.
Многие существующие ныне названия банально труднопроизносимы и режут слух. Например, город Железнодорожный его жители называют Желдором, Железкой. Какую культурную среду создают подобные наименования? Вряд ли они прибавят горожанам уважения к месту, где они живут.
Обратный пример: красивое слово «Вятка» может уйти из нашего обихода. Мы продолжаем бесплодные дискуссии о том, как должен называться тот или иной населённый пункт. Но нужно уже переходить к действиям.
Например, недавно мы пригласили коллег из Свердловской области, чтобы они рассказали, какие проблемы у них возникают в связи со сложноструктурированным наименованием органов государственной, муниципальной власти города Екатеринбурга и области. Как к этому относятся жители? Ведь вопрос о том, нужно ли переименовывать, не должен решаться без учёта их мнения.
Нельзя не учитывать и того факта, что сегодня мы постоянно сталкиваемся со случаями, когда затягивание с возвращением старых названий воспринимается частью общества как оправдание преступлений.
Системой переименований мы должны совершенно чётко создать модель поведения для будущих поколений: сохраняем то, что в истории заложено, а потом уже создаём новые традиции, новые обычаи и увековечиваем наших современников.
– Однако процесс переименования улиц довольно затратный. В Центральной России множество старинных городков, в которых денег нет не только на замену табличек с названием улиц, но и на то, чтобы водопроводную колонку починить. Из каких средств будет финансироваться переименование?
– Не стоит пытаться сделать всё и сразу. Надо ставить реальные задачи и реальные сроки для выполнения этих задач. Только в таком случае можно говорить о цельном, хорошо продуманном и грамотном процессе возвращения исторических названий.
На заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» как раз обсуждался материальный аспект проблемы. Со слов выступавших на заседании специалистов можно сделать вывод, что на самом деле процесс возвращения исторических названий не связан с большими финансовыми затратами. Закон, например, не обязывает людей и организации менять документы в случае переименования улицы. То же самое касается и табличек, информационных вывесок. Конечно, нецелесообразно на долгий период времени сохранять в табличках и документах старые названия. Но любая табличка, любой бланк, любая печать в определённый период времени меняются. В какой-то момент всё равно придётся заменять старые информационные надписи на новые – просто по причине их изношенности. Так почему в этот момент как раз и не сделать табличку с новым – возвращённым, историческим названием? Кстати, в прошлом году РЖД так и поступило. Возвращение исторических названий шести железнодорожным станциям – Свердловск в их названиях был изменён на Екатеринбург – не повлекло за собой никаких материальных затрат.
Беседовал