Когда мы говорим Расул Гамзатов, то перед нами возникает целый поэтический мир. Мир, таившийся в сердце юноши, рождённого 8 сентября 1923 года в Дагестане, в высокогорном аварском ауле Цада, с годами стал достоянием всей планеты. Этот удивительный мир создавался поэтом долгие годы. На гребне славы поэт посетил десятки стран. Отовсюду он привозил новые впечатления, которые складывались в поэмы, сказания, легенды, сонеты, четверостишия. Гамзатов был настоящим человеком мира, гражданином Вселенной. Он одинаково проникновенно писал и о боли Хиросимы и об осаде твердыни Шамиля – Ахульго. Талант Гамзатова необычайно многогранен, он пробовал себя в разных жанрах и всегда достигал успеха. С каждым годом его поэтический мир ширился, наполнялся новыми красками, рождал новых героев, преодолевал границы стран и континентов. И после ухода поэта из жизни мир его поэзии продолжает волновать сердца миллионов поклонников поэтического слова.
Гамзатов стал уникальным явлением в литературной жизни советской державы. Ни один национальный поэт в России ни до, ни после Гамзатова не получал такого всенародного признания. Воспетые Расулом горские символы, обычаи, легенды стали интересны даже тем людям, которые до этого вообще не знали, где находится Дагестан. Горская поэзия, главными темами которой до Гамзатова были мужество и любовь, поднялась при Расуле на новую, поистине вселенскую высоту. Книга «Мой Дагестан», написанная как философский монолог с прошлым и будущим страны гор, явилась манифестом любви к родному краю.
Возвысив родной Дагестан, Гамзатов никогда не принижал другие страны и народы и очень бурно реагировал, когда кто-то пытался разжечь костёр межнациональной и межрелигиозной розни. Дружба народов для него была не дежурным лозунгом. Со скамьи московского Литинститута он впитал любовь к литературе и культуре многих народов и стран. Его вывели в мир большой литературы его друзья-переводчики Наум Гребнев, Яков Козловский, Елена Николаевская и многие другие. Он всегда был им благодарен и не упускал случая, чтобы подчеркнуть это. Когда по постсоветскому пространству шёл парад суверенитетов, Гамзатов осмеивал лозунги о независимости, справедливо утверждая, что нельзя быть независимыми друг от друга в этом мире.
Расул Гамзатов ещё при жизни стал высочайшей литературной вершиной. Но в реальной жизни он никогда не был недосягаемым небожителем. Он живо откликался на любую трагедию и сопереживал по-настоящему. Его строки – «Мне отдельного счастья не надо, недоступного людям другим» – не были пустой поэтической декларацией. Люди, потерявшие надежду на справедливость, шли к нему в его просторный кабинет в Союзе писателей Дагестана. Там их ждал неизменно радушный приём. Гамзатов помогал всем, кому мог помочь. Являясь членом Комиссии по вопросам помилования, многих людей он попросту спас от смерти.
Он всё делал по-настоящему: работал, любил, творил, смеялся, плакал. Делал всё так, как не мог бы сделать никто другой. Он был не похож ни на кого, но был близок и дорог всем. Его нежная любовь к супруге Патимат и их дочерям – Зареме, Патимат и Салихат – стала притчей во языцех. Отношения Расула и Патимат были ярким примером беззаветного служения друг другу.
Пятьдесят два года возглавлял Расул Гамзатов Союз писателей Дагестана. Это время стало золотым веком для дагестанской литературы. Союз писателей из рядового творческого союза превратился в крупнейшую писательскую организацию страны со своими традициями и своей творческой школой. В московских издательствах писатели страны гор стали желанными гостями именно благодаря тому, что впереди них шла всемирная слава Расула Гамзатова. Когда Дагестан был разрушен землетрясением, именно авторитет Расула позволил в кратчайшие сроки восстановить Махачкалу и другие города и посёлки республики из руин.
Знаменитые «Журавли», написанные в 1965 году, стали гимном памяти погибших во всех войнах. Памятники «Белым Журавлям», возведённые по всей планете, – один большой мемориальный комплекс, посвящённый поэзии Расула Гамзатова. Проводимые в Дагестане ежегодно Дни «Белых Журавлей» были основаны по инициативе Гамзатова в 1986 году и стали всероссийским национальным днём памяти и международным праздником поэзии.
Он страстно любил Дагестан и дагестанцев, боготворил свой аварский народ, не мыслил себя без родного аварского языка. Но узкие рамки национального поэта были не для него. Гамзатов показал, что поэтическое слово, сказанное в маленьком Цада, может эхом откликнуться во всём мире. Он не был только национальным поэтом, всегда высоко ценил свою причастность к великой русской культуре. Он был патриотом до мозга костей. Чувство Родины и принадлежности ко всему советскому и российскому было для него святым. «Я представлял державу в целом, кавказец родом из Цада», – писал Гамзатов.
Творчество Расула будет необходимо Дагестану, России и миру во все времена. Его певучее имя – Расул, в переводе с арабского означающее «посланник» и чаще всего употребляемое по отношению к пророкам, на всю жизнь стало его талисманом и полностью отражало суть харизматичной личности поэта. Гамзатов доказал, как много может сделать поэзия, чтобы объединить людей и изменить их к лучшему. 3 ноября 2003 года Гамзатов ушёл из этого мира, но он навеки остался в любимом миллионами читателей мире своей поэзии.
, писатель, директор Музея Расула Гамзатова