19 января 1871 года возникло государственное образование, в котором можно узреть и черты Третьего рейха, и основу нынешнего, весьма прочного положения ФРГ, которая в союзе с Францией объединила 27 стран в Евросоюз. Ныне ЕС включает свыше 450 млн человек, имеет собственную валюту, является важным политическим игроком. Какие уроки можно извлечь из события полуторавековой давности? Или история и в данном случае учит тому, что ничему не учит?
Провозглашение 19 января 1871 года Германской империи – значительное событие. Прежде на карте Европы пестрело «лоскутное» образование из австро-венгерских владений, Пруссии, части восточно-европейских и балканских земель. Число мелких германских княжеств достигало цифры 300.
Разгром Наполеона русской армией не ослабил стремления Франции главенствовать на континенте. Особо беспокоила Францию Пруссия, постепенно поглощавшая мелкие княжества. Канцлер Отто фон Бисмарк считал, что объединить немцев можно «не речами и большинством голосов, а железом и кровью».
До поры до времени всё было мирно. Прусский король и французский посланник даже провели переговоры в Эмсе об испанском престолонаследии. Король отклонил французские предложения, но обещал продолжить переговоры. Однако канцлер Бисмарк так отредактировал коммюнике, что могло показаться, будто король в резкой форме отказался от дипломатических шагов. Наполеон III счёл это поводом для объявления 19 июля 1870 года войны против Пруссии.
Французы маршировали под песню «Мы поимеем, немцы, ваших жён», но Франция выставила на войну вдвое меньше солдат (230 тыс. против 450 тыс.), чем пруссаки. Чётких планов операций не было, укрепления и дороги не достроены, боеприпасы и провиант поступали с опозданием. Германия действовала тремя армейскими группировками с обученным, экипированным и хорошо вооружённым войском. Французы не выиграли ни одного сражения, потеряли 150 тысяч воинов. 2 сентября 1870 года, после боёв под Седаном, Наполеон III передал прусскому королю свою шпагу в знак капитуляции. Немцы оккупировали треть северовостока Франции с Парижем в центре.
19 января 1871 года в Версальском дворце собрались германские князья и монархи, офицеры и генералы, дипломаты. Среди гостей были русский генерал П.М. Кутузов, чей дед в 1812-м изгнал Наполеона из России, и молодой немецкий лейтенант Пауль фон Гинденбург, который в 1933-м, будучи уже престарелым фельдмаршалом, проложит дорогу к власти Гитлеру. Как говорится, пути Господни неисповедимы.
Король Вильгельм I был провозглашён императором Германской империи. Объединение включало в себя Баварию, Вюртемберг, Баден, Гессен, королевство Саксонию и ряд более мелких земель. Это территориальное образование не сильно изменилось к настоящему времени.
Вильгельм I прожил 92 года (был дядей российского императора Александра II, с которым дружил). К смертному одру он призвал внука-наследника, будущего Вильгельма II, и завещал ему «любить Россию и дружить с ней». Увы, о мудром завете в Германии не раз забывали.
Объединённая Германия после 1871-го ликвидировала многообразие денежного обращения, старые системы мер и весов, торгового и финансового законодательства, школьного и вузовского образования. К 1900-му промпроизводство Германии выросло в 3,1 раза, сеть железных дорог удвоилась. Быстро росли электротехническая, химическая отрасли. Производительность труда в промышленности выросла на 43%, сбор зерновых – на 25%. Прирост населения составил 15 млн человек – в 5 раз больше, чем во Франции. Откуда такие достижения? Причин немало. Одна из них в том, что ещё в 1717-м Пруссия ввела обязательное школьное образование, опередив остальных лет на сто, открыла библиотеки во всех населённых пунктах.
Русские путешественники отмечали, как много книг читают немки. Типичная картина: несколько соседок собираются в одном из домов, вяжут, шьют, а кто-то читает вслух. Популярны были «Страдания молодого Вертера» Гёте, произведения Плутарха, Гумбольдта, Лессинга, братьев Гримм. Один южанин, пылкий лейтенант Буонапарте, как-то воскликнул: «Берите в жёны только немок!» И сам женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, правда, став к тому времени императором Наполеоном Бонапартом. Вспоминаются слова Бисмарка о другом времени, но справедливые: «Войну выиграл прусский школьный учитель».