За минувшие дни мы, наверное, узнали о Казахстане больше, чем за тридцать лет. Вышли статьи о его причудливом социальном устройстве – кланах, жузах, о сложном положении русских, клановых конфликтах, вороватых оппозиционерах, скрывающихся за границей. Вспомнили мы и о том, что у нас в Казахстане есть космодром и важные военно-стратегические объекты, без которых безопасность РФ окажется в критическом положении. Что Казахстан среди мировых лидеров по добыче урана, асбеста, хрома, титана, угля, золота, что едва ли не 75% добывающей отрасли принадлежит западным корпорациям. Что в Казахстане пара десятков тысяч иностранных НКО, в том числе протурецких и просоросовских, а тысячи молодых людей обучаются на Западе за счёт госбюджета. Возможно, знай мы всё это в подробностях, не восприняли бы горькие события как нечто неожиданное… Сейчас понятно, что «майдан» не состоялся, но вопросы о причинах происходящего остаются. Обозреватель «ЛГ» Владимир Сухомлинов собрал мнения экспертов.
Казахский кризис
Об уроках несостоявшегося «майдана»
События в Казахстане вызывают двойственное впечатление. С одной стороны, то, что они произошли в момент новогоднего ничегонеделания, стало неожиданностью. С другой стороны, как ни печально, попытки свержения действующей власти, удачные и неудачные, были в истории почти всех партнёров России по СНГ. Казахстанская власть держалась без особых потрясений тридцать лет, но и она не выдержала испытания транзитом властных полномочий.
Когда удивляются, казалось бы, очевидным ошибкам, которые совершают политические элиты новых государств, то забывают про уникальный парадокс: это древние страны, но совсем юные государства. Нет опыта госуправления, ведения рациональной внутренней и внешней политики, который получали другие, в том числе Россия, в течение столетий тяжкой ценой войн и революций. Причём находить собственные модели становления государственности им не дали. США и Европа после распада СССР навязывали всем без разбора западную модель представительной выборной демократии.
При отсутствии реальных партий, традиций политических свобод и в то же время при необходимости удовлетворить западных инвесторов страны Центральной Азии пошли по пути создания системы декоративной демократии. Все атрибуты как бы есть: выборы, партии, парламенты, формальное разделение властей, провозглашённая свобода СМИ, а на деле всё управляется на основе привычного для Востока режима личной власти.
Следует заметить, что передача полномочий при любой политической модели может вызывать проблемы. Вспомним штурм здания Конгресса в Вашингтоне при транзите власти от Трампа к Байдену. Но несоединимое сочетание двух моделей государства «в одном флаконе» создало в Казахстане гремучую смесь.
Нурсултан Назарбаев первые десятилетия правления виртуозно руководил непростой страной. Умел одновременно выглядеть и запевалой интеграции на постсоветском пространстве, и передовиком капиталистического труда в глазах Запада. Но при этом чем дальше, тем больше отбор кадров по деловым качествам начинал заменяться родственными и клановыми предпочтениями. Провалы в экономике и снижение жизненного уровня населения уже не удавалось прикрывать искусным пиаром.
Да, он понял, что пора уходить. Подыскал толкового, современного, блестяще образованного преемника – Токаева. Но решил уйти так, чтобы остаться, недопустимо затянув процесс передачи власти на годы. Назарбаев, увы, не воспользовался опытом Б.Н. Ельцина, который при неисчислимых недостатках блестяще ощущал природу власти и её законы. Он знал, что народная мудрость «Уходя, уходи» – это как раз инструкция для тех президентов, которые хотят уйти спокойно и без потрясений для страны.
В общем, Назарбаев своими руками создал ситуацию классического двоевластия. Естественно, элита начала делиться на команду «недоушедшего» президента и команду президента «недопришедшего». Между ними стали нарастать противоречия. Чиновники более низкого уровня застыли в неопределённости и перестали эффективно работать, получая зачастую противоположные распоряжения из двух центров силы. Осталось поднести спичку, и её поднесли доблестные казахские газовики, взвинтив цену на баллонный газ сразу вдвое. Думаю, со временем узнаем, что это было – глупость или провокация. Как и то, почему захватить отделение Комитета национальной безопасности в Алма-Ате оказалось не труднее, чем продмаг.
В условиях раскола во власти, частичной потери управляемости силовыми структурами Токаев принял непростое, но единственно возможное решение – обратился к участникам ОДКБ за помощью. Прекрасно понимая, в какой отчаянной ситуации оказался Казахстан, все (особо подчеркнём – все) страны – участницы ОДКБ оперативно направили свои подразделения для охраны важных объектов инфраструктуры. Это позволило высвободить казахских силовиков для подавления путчистов, а главное, вселило в них уверенность, что именно Токаев находится «на правильной стороне». Постепенно растёт уверенность, что катастрофическое развитие казахского транзита власти наконец закончится.
Владимир Жарихин,
заместитель директора Института стран СНГ
Где «штаб восстания»?
Казахстанцы заждались реформ и изменений
Как человек, который участвовал в августе – сентябре 1999 года в разгроме банд Басаева и Хаттаба, вторгшихся в Дагестан и пытавшихся диктовать свои условия горцам Ботлихского и Цумадинского районов, я с болью воспринял события в Казахстане. Он рядом, по ту сторону Каспия, республика – братская. Всегда помню, что и её сыны сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищая нашу большую Родину. Мой низкий поклон ветеранам! Представляю, как они сейчас переживают.
Ещё многое предстоит установить. Но могу предположить, что проводилась подготовленная операция с участием западных спецслужб, целью которой была дестабилизация Казахстана и захват власти «нужными людьми», которые бы держали курс на разрыв с Россией. Этот метод кровопролитных госпереворотов с насаждением хаоса был не раз опробован авторами цветных революций, в том числе на Украине. Пытались провернуть подобное и в Белоруссии.
Считаю ввод войск ОДКБ в Казахстан своевременным, ибо иначе нельзя было противостоять обученным для военных действий террористам. Уже в начале «бунта» стали погибать военные, сотрудники органов внутренних дел. Государство обязано в таких случаях навести порядок.
Президент К.-Ж. Токаев принял верное решение, без затяжки обратившись к главам государств ОДКБ, был поддержан, и тут же на законных основаниях в республику направили миротворческий контингент воинских подразделений России, Белоруссии, Армении, Киргизии, Таджикистана. Ситуация изменилась к лучшему, жизнь входит в нормальное русло. Хотя раны заживут не сразу, потребуется немало усилий и продуманных действий, чтобы этого добиться.
У меня много знакомых за Каспием, знаю, что подавляющее большинство казахстанцев против экстремизма и терроризма, им дорог мир в доме, важна целостность государства. Твёрдо считаю: инициаторы, а также участники беспорядков – это экстремисты, преступники, предатели Родины.
Поначалу казалось, что протесты из-за резкого повышения цены на сжиженный газ стихнут, тем более власти сразу поняли ошибочность такого решения. Но в «штабах» добивались другого. Выявляется, что продиктованное крупными финансовыми организациями, спонсируемое Западом, США и их шестёрками обострение в Казахстане – это, по сути, вмешательство во внутренние дела суверенного государства. А оно имеет с Россией границу свыше 7 тысяч километров. Почему бы не плеснуть туда керосина?! Не зря отдельные западные политики и наши «иноагенты» были близки к истерике, даже решили проверить правомерность ввода войск ОДКБ.
Мы должны отслеживать ход событий и извлечь необходимые уроки. Важно помочь казахстанцам выйти из сложной ситуации. Казалось, межнациональный мир там прочен, людей отличают мудрость, дружелюбие, интернационализм. Но в общество, даже на парламентском уровне, вбрасывались странные идеи вроде замены кириллицы латиницей. Русским стало в стране неуютно. Стоит провести ревизию всего жизнеустройства, включая идеологию. Чётче определиться, с кем и как двигаться дальше. Президент Токаев уже анонсировал реформы, теперь надо ждать практических шагов, идти вперёд вместе.
Обстановка в мире такова, что наши страны обязаны решить стратегическую задачу по дальнейшему укреплению союзнических отношений с учётом и национальных, и общих интересов. А наша традиционная дружба, укрепление человеческих контактов, народная дипломатия остаются, по-моему, главнейшим приоритетом, гарантией благополучия и развития.
Керимхан Умаханов,
общественный деятель,
помощник депутата Госдумы РФ,
Махачкала