Вот уже в 13-й раз в столице Республики Татарстан собираются известные писатели, режиссёры и музыканты, чтобы вспомнить Василия Аксёнова и поговорить о современной литературе и её синтезе с другими видами искусства.
В этом году в фестивале приняли участие Евгений Попов, Андрей Макаревич, Светлана Васильева, Алиса Ганиева, Гузель Яхина, Василий Нацентов, Артемий Леонтьев, Александр Снегирёв, Женя Декина, Булат Ханов, Григорий Служитель, Борис Куприянов и другие деятели литературы и культуры.
Состоялись многочисленные презентации книг и творческие встречи. Так, беседа с Евгением Поповым была посвящена двойному юбилею: 40-летию альманаха «Метрополь» и 30-летию «Русского ПЕН-центра». А Борис Куприянов рассказал о портале «Горький» и роли, которую сегодня играют литературные порталы в целом. Не обошлось и без дискуссий: участники поговорили о стиле Василия Аксёнова и о его поэзии, о путях развития модернизма и о том, как современные литература, театр и кино взаимодействуют друг с другом.
Что ж, по крайней мере, на «Аксёнов-фесте» они взаимодействуют очень активно. В рамках программы «Кино и литература» состоялась демонстрация четырёх фильмов о классиках, а также на фестивале показали эпизоды из режиссёрской версии сериала «Зулейха открывает глаза» по одноимённому роману Гузели Яхиной.
И, конечно, традиционно состоялось вручение «Звёздного билета» – одно из главных событий фестиваля. В этом году лауреатом премии в номинации «Проза» стал Артемий Леонтьев, а в номинации «Музыка» – Рушан Крылов.
Людмила Тарасова
ФАКТ
Многие годы бессменным координатором фестиваля является главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Попов, писатель, президент «Русского ПЕН-центра»:
– «Аксёнов-фест» – самый душевный фестиваль из тех, что я знаю и видел. Здесь нет даже элемента казёнщины, спесивых личностей и фальшивых улыбок. Казань сделала Василия Павловича тем самым Аксёновым, превратившимся из вечно голодного подростка военных и сиротских лет во всемирно известного джентльмена, переведённого на множество языков. Но и Аксёнов сделал Казань такой, какая она сейчас есть: уникальным, красивым, ухоженным, европейским городом, где Европа и Азия живут в полном согласии, как две головы имперского орла, как две святыни – православный Свияжск и мусульманский Булгар. Стиль Аксёнова, его всемирность и доброта нашли отклик в душах казанцев. Аксёнов вернул советским, в том числе и татарстанским, людям достоинство. Он – свой на своей малой родине, где наконец-то выяснилось, что джазовая мелодия «В поисках грустного бэби» вовсе не противоречит отечественной культуре, а джинсы – ватнику. Премия «Звёздный билет», который год присуждаемая молодым, но уже видным поэтам, прозаикам, музыкантам, – настоящая премия, по гамбургскому, извините, счёту. Денис Осокин, Гузель Яхина, Булат Ханов, Женя Декина, Василий Нацентов подтвердили это своими творческими биографиями. Уверен, что и лауреата-2019 Артемия Леонтьева, автора уникального романа о восстании в Варшавском гетто, ждёт интересное будущее. Ведь он так же буен и неполиткорректен, как юный Аксёнов.