Лишний билетик начинали спрашивать далеко от входа в Большой зал Московской консерватории. Полный аншлаг... Ещё бы! Заметное событие в музыкальной жизни – 23 февраля состоялся первый сольный концерт в столице заслуженной артистки Республики Татарстан, солистки Венской государственной оперы Аиды Гарифуллиной.
В чем же секрет этой столь ярко заявившей о себе молодой оперной звезды? Само её имя звучит как музыка, воскрешая в памяти образ вердиевской прекрасной египетской царицы. Кстати, в переводе с суахили и арабского имя Аида означает «награда». И природа действительно наградила свою избранницу по-царски!
Аида родилась и выросла в Казани. Отсюда, от своих татарских предков, она унаследовала утончённую изысканную восточную красоту. Недаром впоследствии образ Шемаханской царицы стал одной из «визитных карточек» певицы.
Первые шаги в профессии она делала под руководством матери Ляйли Ильдаровны Гарифуллиной – дирижёра хора, директора Центра современной музыки Софии Губайдулиной. Впервые талантливая девочка попала в Москву в 13 лет, когда выступила в рамках программы «Одаренные дети Татарстана» в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
А в 18 лет она, получив Грант мэра Казани на обучение в Германии, поступила в Высшую школу музыки в Нюрнберге в класс профессора и ректора этой школы Зигфрида Ерузалема. И здесь уже невозможно было не проникнуться мистическим духом этого города, издавна хранящего традиции легендарных нюрнбергских мейстерзингеров – средневековых «мастеров пения». Талант, трудолюбие и целеустремлённость дали свои результаты. Ныне одним настоящих мастеров пения может по праву считаться Аида Гарифуллина.
Далее её карьера развивалась стремительно. В 2007 году Аида переехала в Вену и продолжила обучение вокалу в Венском Университете музыки и исполнительского искусства в классе профессора Клаудии Виска. В 2010-м Гарифуллина стала лауреатом Первого международного конкурса вокалистов им. Муслима Магомаева в Москве. В 2012-м, выступая на сене Арена ди Верона с Вальсом Джульетты «Je veux vivre» из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», Аида познакомилась с великим Пласидо Доминго. Сам Маэстро пригласил её принять участие в престижнейшем международном конкурсе Operalia. Этот конкурс красавица-сопрано убедительно выиграла в августе 2013 года. Но ещё до победы, в январе, она по приглашению Валерия Гергиева с блеском дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Сюзанны в моцартовской «Свадьбе Фигаро». Судьбоносный 2013 год принёс Аиде также и контракт с Венской государственной оперой, продолженный в текущем сезоне.
И вот снова Москва. Сама певица признаётся, что «испытание Большим залом консерватории сравнимо только с победой на самом весомом международном конкурсе». И это испытание она (впрочем, можно сказать, как и всегда) выдержала «на все сто!». Невозможно было не подпасть под обаяние этого тембра, отличающегося обволакивающей мягкостью и в то же время невесомой воздушной полётностью звука, заполняющего всё пространство зала на самых тончайших pianissimo. Продуманность каждой детали исполнения, каждой черты интерпретируемого образа – будь то коварная и прекрасная Шемаханская царица, жертвенная и благородная Виолетта или трогательная хрупкая и незащищённая Джульета – заставляла слушателя безоговорочно сочувствовать и сопереживать героиням Гарифуллиной.
Надо сказать, что этому также способствовал слаженный ансамбль певицы и Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова под управлением дирижёра Йохена Ридера. Кстати, немецкий дирижёр доказал взыскательной московской публике, насколько ему близка русская классика: увертюра к «Руслану и Людмиле» М.И. Глинки и Полонез из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» вызвали бурные и продолжительные овации.
... Певицу и дирижёра не отпускали со сцены долго, очень долго. Бисы, продолжительная автографсессия. Но усталости, казалось, никто не чувствовал. Вообще, если постараться одним словом охарактеризовать концерт, то это будет слово «праздник». А ещё «красота», «молодость» и «весна». Так, может быть, именно в Большом зале консерватории вечером 23 февраля – одной лишь силой искусства, раньше календарного срока и вопреки ненастной погоде – начался у нас приход весны. Весны – такой же нежной, чарующей и прекрасной, как сама мастер пения, гордость Татарстана и всей России Аида Гарифуллина.
Казанская Meistersängerin
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.