Ненецкая писательница Валентина Вануйто в повести «Полёт за потерянной душой», напечатанной не так давно в этнополитическом и литературно-художественном журнале «Мир Севера», ставит извечные вопросы бытия: что такое душа; как соотносятся время и вечность; что есть грех и какое воздаяние получают грешники после смерти; кто создал мир и в чём назначение религии…
Исходная позиция писателя – утверждение шаманизма как равноправной религии. Её сакрально-земная цель: «Мы (шаманы) помогаем людям обрести веру в себя, найти свой путь и помочь их душе достичь самосовершенствования, чтобы стать божеством, а не влачить существование на дороге Вечности». Сам сюжет, организующий повествование, – полёт душ шаманов, вышедших из физического тела во время камлания. Их цель – «искать чью-то потерянную душу», чтобы водворить затем в больного и тем самым, вместе с душой, вернуть его к земной жизни.
Впрочем, автор пытается парадоксальным образом оправдать и существование других религий: «Все верования ошибочны. Но каждая религия нужна на Земле, так же как человек, который верит во что-то».
Попробуем прочесть «Полёт за потерянной душой» В. Вануйто вслед за «Божественной комедией» Данте. И тут, и там герои путешествуют в загробном мире. Их цели – разные, но существа, с которыми они сталкиваются, похожи. У Данте – человеческие пороки в аду воплощаются в чудовищных монстров, мучающих души тех, кто на земле предавался сладострастию, обжорству, гневу, обману, предательству…
«Его глаза багровы, вздут живот, / Жир в чёрной бороде, когтисты руки; / Он мучит души, кожу с мясом рвёт, / А те под ливнем воют, словно суки…»
В прозе Вануйто – образ дикого, первобытного Зла, которое «собрано со всей Вселенной».
«Прямо из холма появилась уродливая голова. Она была увенчана четырьмя длинными щупальцами… вырываясь из-под земли, щупальце обвилось вокруг меня, стискивая грудную клетку…». По мысли автора, человек, одержимый злым духом, проецирует зло в космос, где Великое зло существует в образе неистребимого монстра: «Мы, люди, сами его создаём. А этот дух питается и растёт…» В этих словах – отправной пункт в осмыслении сущности шаманства и его космического назначения. «Нельзя дать злу гулять на нашей земле. Существует некая стена между миром Зла и миром Добра. Шаманы понимают это и стараются не пустить зло во всей его первозданной сущности». Механизмов для этого много. Главный – разнообразные контакты с миром духов, ангелов, божеств, даже демонов.
В мировоззрении Вануйто ощущается сближение с постулатами христианства о существовании невидимого телесным зрением мира, населённого антиподными духами. Всякий человек, даже и не разбирающийся в тонкостях религии, знает о «стоящих за плечами»: за левым плечом – тёмный дух-искуситель, за правым – Ангел-хранитель. «Добрые духи, – далее развивает эту всеобщую для разных религий мысль шаман Нумлаха, – побуждают людей к добру, поддерживают в жизненных испытаниях и помогают переносить их со смелостью и покорностью. Злые духи ведут людей к злу. Для них наслаждение видеть их павшими и уподобившимися им». Не то же ли самое читаем мы и в Евангелии от Матфея (10.28.) «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне».
В конце своего астрального путешествия, освободив пленённую духом болезни душу, герой книги Вануйто удостоился проникновения в сферу Великого разума. Он принял его «всеми фибрами своей души», ибо это были свет и любовь.
«И вот наступает кульминация, когда мы перестаём отделять наши ощущения от ощущений всего мира. Именно в этот момент можно быть воистину счастливыми. Сердце заполняется любовью ко всему живому. Все наши ссоры кажутся никчёмными и бесполезными, лишёнными смысла. Там мы любим всех людей, животных, растения и каждую песчинку…».
Души героев книги Валентины Вануйто, выйдя в духовный космос с благородной целью, и сами прошли очищение, столкнувшись «с испытаниями, которые были созданы специально» для них, чтобы возвести их «на высшую ступень развития», достигли своего духовного «Эмпирея», после чего, обновлёнными, могли вернуться на землю, в свою телесную оболочку.
Цель подобных путешествий, которые не чужды и нам с вами, читатель, – пройдя через искушения, осознав вину перед своей божественной сущностью, восстановить первозамысел Божий о каждом из нас. Как говорит Ангел в книге Вануйто, найти «гармонию с собой».
Логично возникает вопрос: какое же место в пантеоне мировых религий можно отвести шаманизму?
При слове «шаманизм» привычно вздрагивают и мелко крестятся правоверные христиане, ибо стереотипы церковной традиции относят шаманизм к беснованию. Обоснованный, на мой взгляд, ответ о месте шаманизма в ряду других религий я нашла в комментариях Даниила Андреева к его произведению «Роза Мира», написанному почти полностью во Владимирском централе – тюрьме, где он вынужден был провести десять лет заключения с 1947 по 1957 год, будучи арестованным по 58-й статье УК как «враг народа».
Даниил Андреев относился к редчайшим людям, которым был ведом «прорыв космического сознания». Именно так он определял своё состояние в моменты творческого озарения. Произведения Даниила Андреева позволяют поставить его в число уникальных писателей-провидцев, рядом с Данте, Вергилием в его поэме «Энеида» и, как бы ни разновелик казался масштаб, – с Вануйто.
Каждая религия нужна на Земле
Алина ЧАДАЕВА,
автор книг о народах Севера «К югу от северного сияния», «Национальная игрушка», «Северные притчи», а также повестей «Страшный суд», «Круг» и других произведений
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.