Почему не было полноценной встречи президентов США и России?
У всех на памяти, как развивались события вокруг ожидаемой встречи российского и американского президентов на саммите АТЭС, который прошёл на днях на вьетнамском курорте Дананг. За неделю до этого Дональд Трамп заявил, что хотел бы провести полноценные переговоры с Владимиром Путиным по широкому кругу вопросов, в первую очередь по Сирии, КНДР и Украине.
Такое желание американского президента было логичным. Он на собственном годичном опыте президентства убедился, что без согласования с Россией в этих горячих точках проблемы не решаются. И вот, судя по всему, закипела работа по согласованию формата и времени встречи.
Многие российские политологи в телевизионных посиделках с энтузиазмом начали раскладывать пасьянс возможных взаимных уступок и разменов. Как показали дальнейшие события, они стали делать это рановато и с избыточным энтузиазмом. Не будем их особо винить, все уже устали от беспардонной, зачастую превращающейся в фарс массированной атаки американской политической элиты на Россию и её лидера.
Потом вдруг, казалось бы, согласованная встреча начала стопориться, возникли некие, якобы чисто организационные и технические проблемы. Но приезд Трампа в Дананг в первый же день ознаменовался неуклюжими попытками уклониться от общения с российским президентом. И все почувствовали, что дело не в технических нестыковках и «жёстком графике». Наконец, под окончание саммита президенты, опять же по инициативе Трампа, поговорили минут пять на ходу (как будто у хозяев не осталось свободных стульев), но успели одобрить совместную (и «согласованную» экспертами) декларацию по Сирии.
В самолёте по дороге домой Дональд Трамп заявил журналистам: «Было бы хорошо, если бы мы имели отношения с Россией. На самом деле это было бы прекрасно, а не плохо, потому что он [Путин] действительно может помочь нам с КНДР». И про Путина: «Похоже, мы очень хорошо относимся друг к другу, [у нас] хорошие отношения, учитывая, что мы мало знаем друг друга. Думаю, это очень хорошие отношения» (цитаты от ТАСС). Трамп как будто бы доказывал кому-то, что ему зря не дали с Владимиром Путиным поговорить подольше.
Так что же это было? Версий и интерпретаций событий высказывается, и будет высказываться, достаточно много. Я тоже выскажу свою версию, причём не слишком оптимистичную. Когда Трамп дал распоряжение своей команде готовить встречу с российским президентом, это вызвало переполох в политической элите США: а вдруг он о чём-то договорится с Путиным, а тем более – не дай бог! – попадёт под его влияние?
Поэтому антитрамповский аппарат Госдепа (и, видимо, других ведомств) начал специфическую подготовку к встрече, выдвигая неприемлемые для российской стороны условия по месту и срокам переговоров. Параллельно Трампа явно стали ещё сильнее шантажировать возможным импичментом, если он начнёт активно общаться с Путиным. Отсюда и его неявка на ряд заседаний в первый день саммита, и досрочный уход с торжественного приёма. Единственное, что ему, видимо, разрешили – это пообщаться с российским президентом «на бегу»...
После этого Трамп во время пресс-конференции в самолёте и потом, уже в воскресенье, продолжал кому-то доказывать, что с ним поступили неправильно, что надо было провести обстоятельную встречу, где он добился бы от Путина уступок по проблемам Северной Кореи и Украины.
В общем, к сожалению, по итогам всех этих событий складывается устойчивое впечатление, что президент самой сильной страны в мире не волен в своих поступках даже через год после вступления в должность. А те договоренности, которые удаётся с ним достичь, с высокой степенью вероятности могут быть вскоре оспорены теми могущественными силами в его стране, к которым он и обращался в своих последних выступлениях. Это печально.