Режиссёр Олег Лабозин о секретах успешности театра и слаженной работе своей команды
Московский областной театр кукол известен не только в своём регионе, но и далеко за его пределами. Труппа объездила со спектаклями всю Россию, многие зарубежные страны, и везде постановки проходили при аншлагах. Секретами успеха с «ЛГ» поделился директор театра, лауреат премии им. С.П. Дягилева Олег Лабозин.
– Олег Николаевич, чем ваш театр так привлекает публику?
– Прежде всего хорошими спектаклями и активной работой со зрителем. У нас создан целый проектный отдел, который занимается именно этим направлением. В театре проходят различные мастер-классы, школьные четверги, предлагается абонемент «Такой разный театр кукол». Мы сотрудничаем с музеями, библиотеками, филармониями. Два года в театре работает драматургическая лаборатория «Маленькая драма». Драматурги всего мира могут принять и принимают участие в нашей лаборатории, пишут пьесы конкретно для театра кукол. На участие в лаборатории подали заявки 137 драматургов. Из девяти пьес, которые были отобраны экспертным советом, три уже поставлены в нашем театре и две – в других театрах России и ближнего зарубежья.
Кроме этого, у нас есть собственный международный фестиваль «Театр кукол без границ», который в будущем году пройдёт уже в восьмой раз. В этом году мы запустили ещё один проект – общероссийскую газету «Театр кукол», на который получили грант СТД РФ.
Всё это способствует успешному развитию театра, даёт возможность быть заметным в театральном пространстве России и за рубежом, добиваться хороших творческих и экономических результатов.
Успешность театра зависит и от слаженной работы команды. В нашем деле очень важно собрать вокруг себя единомышленников, людей которые ориентированы на результат, для которых нет понятия – это невозможно сделать! Чтобы поднять интерес к театру, к нашим спектаклям необходимо как минимум иметь две составляющие – это хороший творческий продукт (спектакль) и умение продать этот продукт, донести до своего зрителя.
В нашем театре, к сожалению, в настоящий момент нет главного режиссёра. Это проблема не только нашего театра, это общая кадровая проблема в театре кукол. Поэтому мы стараемся приглашать разных режиссёров, не боимся экспериментировать. Главное, чтобы театр был в постоянном творческом поиске, иначе – застой.
– Из чего же складывается экономика театра кукол?
– Ещё пару десятилетий назад мало кто задумывался о таком понятии, как экономика театра. Жили по принципу – что давали, то и распределяли. Но времена изменились, пришла рыночная экономика, и теперь нужно думать не только о том, как распределить выделенные средства, но и как заработать самим, чтобы театр успешно развивался.
Понятно, что театр без государственной поддержки существовать не может. Он может эффективно использовать эту поддержку и уметь строить свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать доходную часть.
Экономика театра складывается из субсидии, выделяемой государством, и собственных доходов, получаемых от продажи билетов, сопутствующей продукции (программок, сувениров), сдачи в аренду помещений, проката костюмов и т.д. У некоторых театров доля собственных доходов доходит до 60 процентов от общего дохода театра, но таких немного. В качестве примера можно привести Театр им. Евг. Вахтангова, где на каждый вложенный государством рубль театр зарабатывает два рубля, но это единичный случай. В основном доля доходов театра от общего бюджета составляет 20–40 процентов.
– Ваш театр работает по госзаказу?
– Конечно. Система госзаказа в каждом регионе складывается по-разному. В государственное задание нашего театра входят такие показатели, как процент заполняемости зала на стационаре, количество обслуженных зрителей на выездных спектаклях (мы театр областной, и наша основная задача – это обслуживание жителей Подмосковья), план по заработанным средствам. Это наши основные показатели. Ежегодно мы их улучшаем. Достаточно сказать, что с 2013 года нам удалось увеличить заработанные средства в четыре раза и довести процент заполняемости зала до 80 процентов.
– Влияет ли количество вложенных средств на успешность спектакля?
– В чём может быть успех спектакля? Это сложный и непрогнозируемый процесс. Бывает, что спектакль ставят известные режиссёр и художник, вкладываются серьёзные средства в костюмы, декорации, а в результате – провал. И наоборот – на постановку тратятся совсем небольшие средства, а она пользуется огромным успехом. Когда художнику есть что сказать миру и он понимает, как это сказать, тогда и получается хороший спектакль. В репертуаре нашего театра есть так называемые хиты, которые сейчас пользуются невероятной популярностью у наших зрителей. Это «Кентервильское привидение», «Ревизор», «Можно попросить Нину?», «Муха-Цокотуха».
– На спектакль «Кентервильское привидение» билеты распроданы на несколько месяцев вперёд. Поделитесь секретом такого успеха.
– Да, билеты на «Кентервильское привидение» расходятся в течение 15 минут после начала продаж. Мне видится, что здесь сошлись два момента: хороший художественный продукт и правильные маркетинговые механизмы. Сегодня, на мой взгляд, одним из основных таких механизмов является проектная деятельность. Через проекты, через постоянное вовлечение зрителей в жизнь театра происходит продвижение спектаклей, подогревается интерес к театру.
Так было и с «Кентервильским привидением». В какой-то момент мы решили провести ночь в театре кукол, где центральным событием был этот спектакль. Планировали его как разовое мероприятие, а в результате – интерес был таким, что пришлось провести несколько ночей. После этого проекта спектакль стал самым продаваемым.
Беседовала Анна Кербут