Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2020 г.
  4. № 4 (6722) (28.01.2020)
Телеведение Мнение

Харитон и Харита

Российское фэнтези как воля, не стеснённая законами природы

29 января 2020
Кадр из фильма «Вторжение»

В 2017 г. фантастический фильм Фёдора Бондарчука «Притяжение» с бюджетом 380 млн рублей собрал около 1,1 млрд при пороге окупаемости 900 млн, то есть принёс создателям изрядную прибыль. Прокат сиквела, выпущенного 1 января под названием «Вторжение», ещё не закончен, но уже ясно, что его кассовые сборы ненамного превысят 1 млрд, а при бюджете 900 млн и нижнем пределе окупаемости 2 млрд такой результат следует считать прискорбным провалом, и нелишне подумать о его причинах.

События второго фильма начинаются через три года после мнимой гибели очеловечившегося инопланетянина Хэкона, получившего земное имя Харитон (надо полагать, по скрытой ассоциации с Хари из «Соляриса» в исполнении Натальи Бондарчук). Его возлюбленная Юля, дочь бывшего полковника, а ныне генерал-лейтенанта, командующего центральным округом, с тех пор находилась под круглосуточной охраной и наблюдением военных, уверенных в том, что после переливания её крови инопланетянину (в первом фильме) донор приобрёл способности реципиента. Это наводит на страшную мысль, что вооружёнными силами России командуют свидетели Иеговы, считающие смешение кровей смешением душ со всеми вытекающими отсюда опасными последствиями. Не успеваешь перевести дух, как биологический кошмар сменяется физическим: сбитый доблестными воинами московской ПВО инопланетный космический корабль регенерируется, втягивая окрестную влагу в таком количестве, что столица России остаётся без воды – будто небесный гость, бросив с набережной губку для мытья посуды, осушил Москву-реку, пруды и подземные источники. Более того, одухотворённая и обнаглевшая жидкость не подчиняется силе тяготения и беспардонно льётся вниз и вверх, поднимаясь к концу фильма выше девятых этажей, то есть оставляя под собой как минимум половину жителей столицы. Впрочем, скорбеть об утопших не приходится – гуманная камера Владислава Опельянца оставляет за кадром миллионы плавающих в мутной жиже мёртвых тел: чай, не хоррор снимается, а духоподъёмный патриотический боевик. О том, что Харитон с своей Харитой, носясь над водами в летающей тарелке, аки Дух Божий до первого дня творения, и врезаясь на страшной скорости в землю, остаются почти невредимыми, нечего и говорить: полунелюди, что с них взять.

24-Вторжение2.jpg

Но и это ещё не всё. Дальше возобновляется мотив «Притяжения» – информация населения средствами массовой дезинформации. Там это были российские СМИ, которые по велению властей традиционно умолчали, что гигантский инопланетный корабль, вызвавший огромные разрушения и массовую гибель закадровых людей, с перепугу сбили силы московской противовоздушной обороны и тем самым уверили жителей района (а также многих рецензентов фильма) в виновности пришельцев, чем спровоцировали бунт местной гопоты. Теперь к тому же приёму прибегает невесть откуда взявшийся инопланетный разум Ра, внедряя в цифровые сети харизматическое изображение Юли, якобы продавшейся Чужим и грозящей москвичам новыми терактами. Делает он это с коварной целью натравить на несчастную девушку её доверчивых соотечественников, ибо, по всей видимости, разделяет веру свидетелей Иеговы и очень боится, что она, будучи патриоткой России, передаст родине полученные вместе с кровью и частью души Харитона новейшие инопланетные технологии. Хотя всемогущий волею тех же авторов «Вторжения» Ра мог бы по звонкам любимому папе определить местонахождение её и её нарушившего присягу («протокол», как говорится в картине) возлюбленного, после чего бабахнуть по обоим, как Москва по Дудаеву, а Вашингтон по генералу Сулеймани. Не менее забавно и то, что устрашённое заменой своей «дезы» чужой руководство российских ВС решает перейти на допотопные, то есть советские, дезинформационные каналы связи, не догадываясь, что инопланетянам с их сказочными возможностями завладеть ими ещё проще.

Давно сказано, что в массовом российском менталитете между свободой и волей стоит знак тождества. Однако, если это верно, те же массы не склонны позволять авторам фильмов своевольничать так, как позволяют себе. Иначе их тяга ко «Вторжению» была бы большей, нежели к «Притяжению» – ведь с чисто технической точки зрения продолжение превосходит начало по динамике и компьютерным эффектам. Но оно оказалось слабее по содержательным причинам: из второго фильма исчез злободневный социальный аспект, ассоциировавшийся с памятным бирюлёвским бунтом 2013 года. Кроме того, «Вторжение» слишком опирается на события «Притяжения» и мешает привлечению публики, не видевшей первой картины. Остаётся надеяться, что третья серия приключений кровнородственной пары на Земле и в космосе избавится – может, с помощью грамотного редактора – от паралогического сценарного мышления и будет развиваться хотя бы по тем законам, которые авторы фантастических произведений не подминают под себя, а ставят над собой.

 

Тэги: Россия Премьера Кино Виктор Матизен Вторжение
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS