Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Хельмар Лерский – светописец метаморфоз

01 января 2007

ОСТАНОВЛЕННОЕ МГНОВЕНЬЕ

Из серии «Метаморфозы посредством света»Ещё лет восемьдесят назад портретная фотография была весьма плотно связана с эстетикой живописного портрета. Композиция и общий стиль подчинялись исключительно законам живописи. Свето-теневой рисунок лица, психологизм образов, одежда и общий антураж подразумевали чёткую узнаваемость портретируемого и прямое указание на его статус и социальное положение. Фотография изо всех сил старалась быть похожей на «настоящее» изобразительное искусство. И вот на этом, достаточно «высокопарном» фоне появляется фотограф, принявшийся показывать лицо одного и того же человека с самых разных, порой неожиданных ракурсов, в различных вариантах освещения. Лицо перестаёт быть идентификатором личности, но становится пластичным материалом для создания художественных образов.
Хельмар Лерский, чья выставка прошла в галерее Гари Татинцяна, отнюдь не всегда был фотографом. Это случилось с ним только в сорокалетнем возрасте. Его театральное прошлое дало возможность увидеть, как жёсткий свет прожекторов меняет облик актёров. И тогда возникла идея использовать фотоаппарат не просто для документальной фиксации, а как инструмент для «светописи» человека. «Свет – это тот инструмент, с помощью которого фотограф может воссоздать то, что он видит своим внутренним зрением, так же как и художник, скульптор или дизайнер», – говорил Лерский. Вершиной многолетних исследований стала серия фотографий, сделанных им в течение нескольких месяцев 1936 года на крыше собственного дома в Тель-Авиве. Около 140 крупноплановых портретов одного-единственного человека, давнего знакомого инженера-строителя Лео Ушатса, получили название «Метаморфозы посредством света». Некоторое количество работ из этой серии, показанных в Москве, действительно поражает и сегодня. Зачастую даже трудно поверить, что перед нами один и тот же человек.
Изобретённая «технология» дала возможность автору сформулировать с помощью серии портретов собственное представление о еврейском народе, продемонстрировать своеобразный архетип жителей Земли обетованной. Серия «Еврейские лица», с одной стороны, была документальной фиксацией национального типа. Но с другой – стала своего рода гимном нации. Реакция была куда как неоднозначной: Лерского обвинили в пропаганде сионизма, и только благодаря поддержке весьма влиятельных людей (в том числе Эйнштейна) эти «Лица» были приняты европейским общественным мнением.
На выставке были представлены и несколько работ из серии «Человеческие руки». Очень жаль, что совсем мало. Ведь «портретирование» рук – один из сложнейших жанров фотографии, ещё один способ рассказать о личности, увидеть не очевидное – по сути говоря, открытый Лерским.
Невозможно переоценить вклад художника в мировую изобразительную культуру. Ему удалось найти совершенно уникальный, присущий только фотографии способ раскрытия внутреннего мира реальных людей через реальные же изображения их лиц. Фотография стала своеобразным окном в другое измерение, в другую реальность, существующую параллельно и совершенно не заметную обычному взгляду.
Для создания новой реальности Лерскому не нужен был фотошоп и современные цифровые фотокамеры. Он пользовался широкоформатными карданными камерами (гармошкой), театральным (если не было солнца) светом и большим количеством отражателей, затенителей. Глядя на его работы, очередной раз убеждаешься, что фотограф – это не тот, кто обладает дорогущей фотокамерой и владеет продвинутыми компьютерными технологиями, а тот, который независимо от технического оснащения умеет видеть и мыслить. Для серьёзных фотографов ценовая категория фототехники и количество мегапикселей имеет весьма относительное значение и уж точно не гарантирует выдающегося конечного результата.
Чтобы сполна убедиться в этом, достаточно было посетить выставку Хельмара Лерского и задуматься о времени, о человеке и о современных ценностях. 

Марат БАТУЛИН

Обсудить в группе Telegram

Марат Батулин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS