Ещё лет восемьдесят назад портретная фотография была весьма плотно связана с эстетикой живописного портрета. Композиция и общий стиль подчинялись исключительно законам живописи. Свето-теневой рисунок лица, психологизм образов, одежда и общий антураж подразумевали чёткую узнаваемость портретируемого и прямое указание на его статус и социальное положение. Фотография изо всех сил старалась быть похожей на «настоящее» изобразительное искусство. И вот на этом, достаточно «высокопарном» фоне появляется фотограф, принявшийся показывать лицо одного и того же человека с самых разных, порой неожиданных ракурсов, в различных вариантах освещения. Лицо перестаёт быть идентификатором личности, но становится пластичным материалом для создания художественных образов.
Хельмар Лерский, чья выставка прошла в галерее Гари Татинцяна, отнюдь не всегда был фотографом. Это случилось с ним только в сорокалетнем возрасте. Его театральное прошлое дало возможность увидеть, как жёсткий свет прожекторов меняет облик актёров. И тогда возникла идея использовать фотоаппарат не просто для документальной фиксации, а как инструмент для «светописи» человека. «Свет – это тот инструмент, с помощью которого фотограф может воссоздать то, что он видит своим внутренним зрением, так же как и художник, скульптор или дизайнер», – говорил Лерский. Вершиной многолетних исследований стала серия фотографий, сделанных им в течение нескольких месяцев 1936 года на крыше собственного дома в Тель-Авиве. Около 140 крупноплановых портретов одного-единственного человека, давнего знакомого инженера-строителя Лео Ушатса, получили название «Метаморфозы посредством света». Некоторое количество работ из этой серии, показанных в Москве, действительно поражает и сегодня. Зачастую даже трудно поверить, что перед нами один и тот же человек.
Изобретённая «технология» дала возможность автору сформулировать с помощью серии портретов собственное представление о еврейском народе, продемонстрировать своеобразный архетип жителей Земли обетованной. Серия «Еврейские лица», с одной стороны, была документальной фиксацией национального типа. Но с другой – стала своего рода гимном нации. Реакция была куда как неоднозначной: Лерского обвинили в пропаганде сионизма, и только благодаря поддержке весьма влиятельных людей (в том числе Эйнштейна) эти «Лица» были приняты европейским общественным мнением.
На выставке были представлены и несколько работ из серии «Человеческие руки». Очень жаль, что совсем мало. Ведь «портретирование» рук – один из сложнейших жанров фотографии, ещё один способ рассказать о личности, увидеть не очевидное – по сути говоря, открытый Лерским.
Невозможно переоценить вклад художника в мировую изобразительную культуру. Ему удалось найти совершенно уникальный, присущий только фотографии способ раскрытия внутреннего мира реальных людей через реальные же изображения их лиц. Фотография стала своеобразным окном в другое измерение, в другую реальность, существующую параллельно и совершенно не заметную обычному взгляду.
Для создания новой реальности Лерскому не нужен был фотошоп и современные цифровые фотокамеры. Он пользовался широкоформатными карданными камерами (гармошкой), театральным (если не было солнца) светом и большим количеством отражателей, затенителей. Глядя на его работы, очередной раз убеждаешься, что фотограф – это не тот, кто обладает дорогущей фотокамерой и владеет продвинутыми компьютерными технологиями, а тот, который независимо от технического оснащения умеет видеть и мыслить. Для серьёзных фотографов ценовая категория фототехники и количество мегапикселей имеет весьма относительное значение и уж точно не гарантирует выдающегося конечного результата.
Чтобы сполна убедиться в этом, достаточно было посетить выставку Хельмара Лерского и задуматься о времени, о человеке и о современных ценностях.