Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Хемотерапия в Гайд-парке

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ

Аркадий Гайдар. Молодые годыТак получилось, что программа «Апокриф» Виктора Ерофеева на канале «Культура» дала повод к осмыслению других недавних литературных передач на этом канале. Именно на этом, потому что на других литература напрочь отсутствует. «Апокриф» был посвящён романтизму как идейному и художественному направлению в духовной культуре, выломавшему художественное творчество индивидуума из рамок, определённых Просвещением.

Но дискуссия развивалась довольно вяло, участникам не помешала бы рюмочка дорофеича. Роли были распределены жанрово, и обсуждение, как и следовало предполагать, вышло на советский период, чему способствовал бард Сергей Никитин, противопоставивший самодеятельные «Дым костра создаёт уют» и «Солнышко лесное» профессиональной казённой романтике, воспевавшей бесполезные, по его убеждению, БАМ и целину. Спора не сложилось, потому что каждый из присутствующих знал, что «казённый романтизм» дал в песенном творчестве неплохие образцы уровня «Геологов» и «Подмосковных вечеров», тоже охотно певшихся у костра. В общем, получился Гайд-парк, где каждый говорит вроде бы для других, но на самом деле для себя. Литературная составляющая, не имея в дискуссии развития, ограничилась той же позицией соперничества с казёнщиной. Однако то, что проблема на самом деле куда сложнее, продемонстрировал через день фильм «Скачущий впереди. Аркадий Гайдар». Конечно же, псевдоним Аркадия Голикова не связан по происхождению с Гайд-парком – история этого, как сказал бы Даль, «подымени» так же загадочна, как и всё творчество писателя, ещё до конца не понятое.

Основных версий псевдонима пять. Одна принадлежит Льву Кассилю и услышана им от самого «подыменщика»: у монголов есть легенда о всаднике – разведчике Гайдаре, скачущем впереди и предупреждающем о надвигающейся опасности. Однако монголоведы такого слова в эпосе не обнаружили, к тому же Гайдар слыл любителем розыгрышей. Другая версия высказана Владимиром Солоухиным, связавшим слово «хайдар» с хакасским «куда», поскольку невменяемый чоновский палач Голиков, норовивший изловить «императора тайги» Соловьёва, пытал встречных-поперечных: куда укрылся мятежник? Так, впрочем, и не поймал. В ходу и версия, что псевдоним происходит из первой буквы фамилии Голиков, первой и последней букв имени, французского «д» – «из» и первых двух букв слова «Арзамас» – города, где ребёнком жил писатель. То есть такой-то из Арзамаса. Есть и предположение, что псевдоним навеян украинским словом, значащим пастух. Народилась уже и версия, соединяющая фамилию со словом «хадар», что на иврите, которым владела жена писателя, означает «прекрасный». С таким же успехом можно добавить и от себя, что в болгарском языке слово «гайдар» означает «музыкант, играющий на волынке – гайде».

Но в конечном счёте совершенно не важно, какая из версий верна. Существенно то, что версии живут и обсуждаются, доказывая, что фигура Аркадия Гайдара незаурядна. По ночам ему снились люди, убитые им в Гражданскую войну, это доводило до психушки и запоев. А сколько было расстрельщиков, спавших тихо и безмятежно, с чувством выполненного долга и даже с пеной у рта споривших за приоритет, чей прицельный выстрел был решающим. Гайдар носил в своей душе коллективную вину за братоубийственность Гражданской войны, искупая её романтическими произведениями.

Первоначально его знаменитая книга называлась «Дункан и его команда». И когда цензура потребовала заменить имя на русское, долго мучился и предпочёл взять нейтральное Тимур, уже имевшееся у сына. Такого рода романтика в дискуссии не обсуждалась.

Не прозвучала и фамилия основоположника «самиздата» Николая Глазкова, тоже ставшего героем телевизионного фильма. А разве не романтично: смолоду объявив себя гением, жить и писать не в угоду расхожим требованиям, а в расчёте на будущее признание!

Люблю грозу в конце июня,
Когда идёт физкультпарад.
И мрачно мокнет на трибуне
Правительственный аппарат.

Это когда раскатывалось всеобщее «Физкульт-ура!».
Николай Глазков выделил условие «самого себя считать гением» как первостепенное для гениальности. Пушкин считал одним из признаков гениальности дружбу с парадоксами. У Глазкова их предостаточно, так же, как в жизни и творчестве другого героя фильма на «Культуре» – Евгения Замятина. Фильм о нём так и назван – «Путь парадоксов».

Романтизм Замятина был таков, что писатель, подобно проектируемым им ледоколам, устремлялся туда, где приходилось преодолевать наивысшее сопротивление. Это сначала привело его к большевикам, а потом к противостоянию им, когда обнаружилось, что новые преобразования предполагают обобществление души и подавление личности так же, как это было при предыдущем строе. Он понял, что произошла смена вывесок, как у ледоколов: был «Александр Невский», теперь «Ленин». Живя за границей с советским паспортом, чуждый и большевикам и эмиграции, он умер в 37-м году, но своей смертью. В Стране Советов этот год был бы тоже навряд ли для него счастливым.

И совсем уж особым романтиком предстал великий академик Дмитрий Лихачёв в повторе трёхсерийного фильма «Крутые дороги Дмитрия Лихачёва». Научная работа, написанная на Соловках, где зловеще звучали выстрелы, зачищавшие пространство для новой порции заключённых. Едва не стоившая жизни поддержка действий Солженицына и Сахарова, когда неромантики подмахивали клеймящие письма и тянули руки за исключение из академии. И особая романтика отстаивания российской культуры, заброшенной самовосторженными реформаторами. Именно от хлопотливой лихачёвской романтики и появился канал «Культура», его неоспоримое детище.

Не так давно по той же «Культуре» был показан четверть-вековой давности фильм «Я боролся с Хемингуэем» с Ричардом Харрисом в главной роли. Героя, прожжённого морского волка, одиноко и бессмысленно доживающего век, греет светлое воспоминание, возвышающее в собственных и чужих глазах: в молодости, на рыбацком промысле, он боролся с Хемом. Он не говорит, кто победил в этой борьбе. Не важно: он боролся. И кто боролся с такими разными, но одинаково неисправимыми романтиками, как Гайдар, Глазков, Замятин и Лихачёв, будут через много лет только тем и известны, что боролись с ними.

Герберт КЕМОКЛИДЗЕ, ЯРОСЛАВЛЬ

Обсудить в группе Telegram

Герберт Кемоклидзе

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS