Планета аплодирует классику
Когда в начале 1990-х годов я приехал открывать корпункт «ЛГ» в Великобритании, коллеги, работавшие здесь, засыпали советами. Некоторые рекомендации пригодились. Например, «чаще шути и хвали собак». Было и такое пожелание: «Обязательно посмотри «Три сестры» с Ванессой Редгрейв».
Но выполнить его оказалось практически нереально. Билеты на спектакль, который шёл в The Queen’s на знаменитой «театральной улице» Шафтсбери авеню, были раскуплены на месяцы вперёд. Вместе с Ванессой играли её сестра Линн и племянница Джемма.
Но внимание зрителей было в первую очередь приковано к «главной» Редгрейв. Она – лауреат премии «Оскар» и вообще считается лицом английского театра и кино. Правда, её порой критикуют за чрезмерное увлечение политикой в ущерб искусству. У легендарной актрисы левые взгляды, и за кого она только не выступала: за вьетнамцев во время войны против США, за палестинцев, за чеченцев… Правда, недавно снялась в роли узницы Освенцима. А в 2000 году передала деньги родственникам наших моряков, погибших на подводной лодке «Курск».
Именно Ванессе я решил позвонить, отчаявшись попасть на спектакль. Она откликнулась с энтузиазмом:
– Обязательно пришлю билеты! Ведь я читаю многие статьи в вашей газете – конечно, в переводе. А Чехова всегда играю с огромным удовольствием. Считаю его величайшим писателем, причём не только русским, но и общемировым.
Такие же слова слышишь сейчас от многих здешних литераторов, актёров, да и простых англичан. Британцы отмечают 150-летие Чехова не просто очень широко, а с большой любовью к юбиляру.
Полностью «чеховским» стал во второй половине января Hampstead Theatre. Тут, на севере Лондона, ежедневно идут спектакли по произведениям Антона Павловича с участием звёзд литературы и театра. Драматург и переводчик Майкл Фрейн представил на суд зрителей постановку «Водевили Чехова». А другая британская «величина» – актриса Пенелопа Уилтон – читает «Даму с собачкой».
– Чехов гениально соединяет смех и слёзы, – сказала мне Пенелопа. – Он одновременно разбивает ваше сердце и заставляет вас смеяться.
В другом театре на берегах Темзы – Bridewell Theatre – сейчас можно увидеть одноактные пьесы русского писателя: «Медведь», «Свадьба» и другие. «Это стопроцентная комедия и стопроцентный Чехов. Спектакли полностью развенчивают миф о том, что русская драма является тяжёлой и недоступной зрителям», – констатирует рецензент в газете «Индепендент».
У «Трёх сестёр», как всегда, полный аншлаг – на сей раз в лондонском Lyric Hammersmith. Ванесса Редгрейв вряд ли согласилась бы участвовать в этом спектакле. Ведь режиссёр Шон Холмс и театральная группа Filter, прославившиеся современной трактовкой «Двенадцатой ночи» Шекспира, весьма своеобразно подошли и к чеховскому шедевру, изменив многие слова, да и поступки героев.
Впрочем, не они одни. В Lyceum в Эдинбурге режиссёр Джон Бирн «перебазировал» вишнёвый сад в гигантское шотландское поместье конца XX века. А мадам Раневская стала на шотландский манер миссис Рамсей-Маккей. Вообще Джон Бирн охотно «балуется» с именами. К примеру, «Дядю Ваню» он переименовал в «дядю Варика». Но в целом, как считают критики, постановки Бирна передают дух произведений Чехова.
Рецензенты высоко оценивают и театральную группу The Factory, называя «незабываемой» её «Чайку» на сцене лондонского Pleasance Islington.
Юбилею посвящены также многие радиопередачи. Известный актёр Майкл Пеннингтон каждый день читает на канале «Радио 4» рассказы Чехова. На этом же канале в передаче «Белая дача» подробно рассказывается о доме в Ялте, где писатель жил с 1894 года до своей кончины в 1904 году. Майкл Пеннингтон, который возглавляет кампанию по спасению этого дома, говорит:
– Такие шедевры, как «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Дама с собачкой», созданы именно там, в Ялте. К сожалению, знаменитая дача находится в очень ветхом состоянии. Поэтому средства, которые мы сейчас собираем от спектаклей Чехова и радиопостановок, пойдут на восстановление её, а также вишнёвых деревьев в саду.
Пожалуй, точнее всех сегодняшнее настроение англичан выразила газета «Таймс»: «Звезда Чехова и спустя 150 лет ни в малейшей степени не потускнела. В Британии им не просто восхищаются, а его обожают и ему поклоняются».
, ЛОНДОН