Недавно в Москве прошли Дни Республики Башкортостан, посвящённые 450-летию добровольного присоединения Башкирии к России. Одним из активных участников торжественных мероприятий был Марсель Салимов – известный сатирик, член правления Союза писателей Башкортостана, главный редактор юмористического журнала «Хэнэк» («Вилы»), выходящего на башкирском и русском языках. Его выступления в столице стали своеобразной презентацией новой книжечки с категоричным названием «Сказал – и всё!» (Уфа: Полиграфкомбинат, 2007).
Это миниатюрное издание представляет собой сборник афоризмов. Изречения Салимова не являются бойкими остротами, переиначивающими крылатые слова и поговорки. Нет, его высказывания – плод многолетних раздумий об основных проблемах нашего бытия. Недаром автор назвал оригинальный жанр «размышлизмами». Они представляют собой сплав мудрости и лукавства. Помимо самого автора на русский язык афоризмы перевели
О. Ахметов, М. Воловик, Р. Паль, М. Филиппов и А. Яни. Не будем здесь делать подробный анализ сборника. Тем более что трудолюбивый Марсель, являющийся постоянным автором «ЛГ», пополнил портфель редакции свежими произведениями, одно из которых предлагается вашему вниманию.
Ишачья жизнь
Булат с Саматом завсегда были друзьями. Ещё в школе, где Булат обычно учился на двойки и тройки.
Однажды он вдруг словно по нечаянности получил четвёрку. Так его прямо-таки захвалили.
– Ай да молодец! – воскликнул обрадованный классный руководитель. – Наконец-то за ум взялся.
– Да, мальчик делает несомненные успехи, мужественно преодолевая свою природную лень, — подтвердил директор.
– Такой пионер – всем ребятам пример! – одобряли остальные педагоги.
А на Самата, который всегда учился на четвёрки и пятёрки, – ноль внимания.
В институте Булат неожиданно бросил курить. Тогда его вообще захвалили.
– Надо же, какая сила воли у парня! Сумел-таки победить эту вредную привычку.
– Настоящий джигит! Примерный комсомолец!
А на Самата, который табаку и не нюхал, никто и внимания не обращает. Работая на производстве, Булат взял да бросил пить. Опять его все захвалили.
– Это надо же, столько смелости набраться, чтобы с этим делом завязать.
– Прямо-таки героический поступок!
А Самата, который сроду спиртного в рот не брал, и не замечают. Однако Самат гордился успехами своего друга. Даже рекомендовал его в партию.
– Нам такие трезвомыслящие люди в партии очень нужны, – говорил парторг и идейно добавил: – Чтобы обеспечить народное благополучие.
Но обеспечить народное благополучие Булат не успел. Так хорошо начатая перестройка обернулась вдруг необузданным разгулом страстей. И Булат публично сжёг свой партбилет.
– Позорно состоять в партии, которая довела страну до подобной разрухи! – с пафосом заявил он с трибуны. – Так дальше жить нельзя!
И начал Булат внедряться в новые рыночные отношения. Притом основательно, со знанием дела. С такой широтой и размахом, что перестройка его включала в себя даже семейную жизнь. Оставил жену с двумя детьми, женился на дочери директора завода. И стал его замом.
А вот Самат не сумел перестроиться. И партбилет не сжёг, и с прежней семьёй по старинке живёт.
Вскоре тестя Булата перевели в Москву. На ещё большую должность с ещё большими деньгами. И, конечно же, директорское кресло он оставил своему любимому зятю.
Только вот директорство его было неважным. Госзаказов не стало, зарплаты – тоже. Среди рабочих начались волнения. Тем более что пронеслись слухи: завод покупают столичные богачи.
Самат, собрав ветеранов труда, решил устроить акцию протеста. Раздобыл где-то ишака, повесил ему на шею плакат: «Булат, не будь ослом!» И поставил его в проходной. Народ, естественно, со смеху укатывается.
Однако веселье недолго продолжалось. Появились молодые дюжие ребята в тёмных очках и начали видеосъёмку делать. Заметив это, народишко испугался. Толпа постепенно рассосалась. Самат один остался возле своего ишака.
Тут подходит к нему Булат вместе с рейдером и говорит ехидно так:
– Ну, теперь понял, кто из нас осёл?
Самат промолчал. Лишь ишак привычно прокричал, как бы отвечая вместо него:
– Ия-ия! И я...
Скоро выяснилось, что завод ихний закупил богатый московский тесть и превратил его в торговый центр. Товаров навезли японских, американских и ещё чёрт знает каких...
Директором этого суперцентра, разумеется, стал Булат. Инженеры и высококвалифицированные рабочие оказались пристроенными. Кто торгует, кто охраняет, кто полы подметает.
Только Самата не видно среди них. Уволенный незадолго до пенсии, он оказался не у дел. Пошёл работать в зоопарк.
Теперь он ухаживает за тем ишаком, у которого на шее висел плакат: «Булат, не будь ослом!»
Надо же быть таким наивным, чтобы решиться на подобное. Задумывается сейчас Самат. То ли в Коране, то ли в Библии сказано: судьба человека предопределена свыше — кто-то ишачить должен, а кто-то пользоваться плодами его труда. И тут уж ничего не поделаешь. Так ли на самом деле? Об этом высшие силы молчат.