Так ли уж недоговороспособен Трамп?
Накануне саммита в Гамбурге было много противоречивых и завышенных ожиданий, как и ложных тревог. Ещё недавнее ошеломительное явление «непредсказуемого» на посту президента США Дональда Трампа обнажило многие замалчиваемые проблемы и обострило ситуацию в разных местах мира.
Победив под лозунгами «Вернем Америке былое величие» и «Америка прежде всего», Трамп ещё в ходе кампании восстановил против себя властные неолиберальные элиты, давно доминирующие в США и Евросоюзе.
Вопреки постулатам глобализации Трамп теперь твёрдо проводит прагматичную политику в национальных интересах США. Священной для либералов свободе торговли он противопоставляет протекционизм и национальный эгоизм. Возмущает многих его жёсткая борьба с нелегальной миграцией.
Уже заметно, что во внешней политике Трампа, как, скажем, в Конституции России, нет места идеологии. Консервативный националист, он отказался от священных для неолибералов ценностей мультикультурности, толерантности и политкорректности, не намерен бездумно продвигать повсюду демократические ценности и защищать права человека.
Эти его взгляды иногда ошибочно связывают с его, якобы, непредсказуемостью, хотя они сложились ещё в ХХ веке. Одни видят Трампа как бизнесмена в роли президента, другие – как президента в роли бизнесмена, то есть не как государственного деятеля.
И вот его первый большой выход на саммите, символом которого выбрали морской узел - он становится лишь крепче, когда верёвки тянут в разные стороны.
Числом и умением европейцы во главе с Германией и Францией пытались изменить жёсткие позиции нового президента США по ключевым позициям - поддержка свободной торговли и борьба с глобальным потеплением. Россия, кстати, по этим вопросам разделяет позиции ЕС.
В Гамбурге удалось достичь компромисса: с одной стороны, в коммюнике отражены разногласия США и ЕС по климату, с другой – зафиксировано желание американцев помогать другим странам эффективнее использовать энергоносители, например, уголь.
Европейцы также уговорили Трампа подтвердить приверженность свободной торговле и осудить протекционизм. Правда, при этом признана роль защитных мер в торговле и верховенство Всемирной торговой организации (ВТО) в определении норм международной торговли.
Кроме того, лидеры G20 взяли на себя обязательства поддерживать прозрачность мировой финансовой системы, бороться с коррупцией, преодолевать последствия миграции, теснее сотрудничая с Африкой.
Конечно, особо ждали первую личную встречу российского и американского президентов, в ходе которой обсуждались сирийский конфликт, ситуация на Украине, Северная Корея и кибербезопасность.
Госсекретарь США Тиллерсон рассказал, что Путин и Трамп «очень быстро установили контакт» в ходе первой официальной встречи, между ними сложилась явно позитивная «химия». «Был такой уровень вовлечённости и обмена мнениями, что никто из них не хотел останавливаться», - сказал Тиллерсон, назвав переговоры конструктивными. И это при том, что в ходе встречи около 40 минут ушли на препирательства о предполагаемом вмешательстве России в американские выборы. Как бы там ни было, на следующий день президент США назвал встречу потрясающей.
Было достигнуто и одно конкретное и важное соглашение о перемирии на юго-западе Сирии, которое вступило в силу 9 июля. Есть ли договоренность о следующей встрече лидеров, пока не сообщалось.
Большинство экспертов расценили их первый диалог, как хорошее начало для нормализации двусторонних отношений. Правда, этому может помешать продолжающееся в Вашингтоне расследование «плохой роли» России на прошедших выборах президента США.