Наш собеседник – доктор Аббас Халал Кунфуд – один из крупнейших знатоков Арабского Востока. До 2003 года был послом Ирака в России, сейчас профессор Российской академии геополитических проблем
– Что стало причиной всколыхнувших весь мир событий в Египте и на всём Арабском Востоке?
– Исторически Египет был центром арабского мира и, возможно, возвращается на это место. Президент Мубарак бежал в результате народной революции. Некоторые аналитики хотели напугать общественное мнение, привлечь особое внимание Вашингтона, представляя свершившееся делом рук «братьев-мусульман»… Но это не так. Египет очень далеко зашёл, следуя проамериканскому курсу, отказавшись от общеарабских интересов. Например, не обращал внимание на палестинскую проблему, находящуюся в центре внимания арабских народных масс. Мубарак считал, что особых отношений с США, Израилем достаточно для поддержания роли Египта в качестве регионального лидера. США включили Египет в зону своих жизненно важных интересов, по размерам американской помощи Египет стоял на втором месте после Израиля. Это был закат влияния Египта в арабском мире. Как писал Генри Киссинджер: «Как только подорван имидж нации, пропадает её готовность играть ведущую роль в мировой политике».
Мубарак и его окружение не прислушивались к голосу египетской улицы и в результате потеряли контроль над ней. Половина населения страны живёт меньше чем на 2 доллара в день. Но даже и более состоятельные люди пребывали в унизительном положении. Например, чтобы египтянину отдохнуть в Шарм-эль-Шейхе, ему надо было писать просьбу в МВД за 3 месяца и ждать разрешения.
В отличие от «цветных революций» в некоторых постсоветских странах арабские революции в Тунисе и Египте носят антиамериканский характер. Старые правила игры, когда проамериканский диктатор получал карт-бланш при условии согласования внешней политики с США, теперь не действуют.
– Каким курсом двинется Египет?
– Любое правительство, которое будет сформировано, станет больше прислушиваться к египетскому народу, укреплять роль Египта в межарабских делах, охладит свои отношения с Израилем, наверняка будет оказывать моральную и материальную помощь палестинцам в секторе Газа. Мы будем свидетелями возвращения Египта в арабский мир.
– Какую роль может сыграть в регионе Россия?
– У России здесь большие возможности. Главное – давние симпатии арабского народа, отсутствие колониального прошлого, десятилетия политической поддержки арабских стран. И личные связи с арабами, получившими образование в вашей стране.
– Какой будет судьба Ливии?
– Или нынешняя народная революция победит во всей Ливии, или страна разломится на Западную – её, возможно, сохранят за собой сторонники Каддафи – и Восточную – её не отдадут восставшие. На арену выйдут племена и вожди…
– Но ведь Муамара Каддафи нельзя было назвать проамериканским диктатором?
– Нельзя было. Хотя после казни президента Ирака Саддама Хусейна он решил сблизиться с Западом. Но нынешние события, антиамериканская народная революция многое изменят. Король Бахрейна после волнений подписал социальный пакет, согласно которому каждому жителю выплатят 3000 долларов. Но деньги сами по себе ничего не решают. Народные волнения могут охватить Алжир, Марокко и даже Саудовскую Аравию…
– Всё это приведёт к росту исламизма?
– Нет, усилится не исламизм, а арабский национализм, как во времена Насера.
– Новое поколение арабских лидеров уже сформировано?
– Нет. У нас сначала свергают, а потом думают, кем заменить.
Беседовал