Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Хитроумный Торвальдсен

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Золотой век одного искусства необязательно явится стопроцентно таковым для искусства другого. Выставка «Датские мастера. 1800–1850», прибывшая в ГМИИ имени А.С. Пушкина из Копенгагена, подтверждает эту немудрёную максиму довольно убедительно.

Был в ту эпоху в Датском королевстве всплеск литературы и науки. Живописи повезло меньше. Из мастеров кисти ни один до уровня Андерсена или Эленшлегера в изобразительном творчестве не поднялся. Можно, конечно, считать, что один только скульптор Торвальдсен компенсировал своим вдохновением и талантом куда более скромные успехи собратьев, работавших не с мрамором, а с холстами.

С одной стороны, это, разумеется, так. Однако недаром директор всеми любимого храма искусств на Волхонке Ирина Антонова говорила на открытии, что мало кому известные за пределами самой Дании мастера напоминают ей австрийских и немецких живописцев, работавших примерно в то же время в стиле бидермейера, и наших – Венецианова, Щедрина, Сороки…

Продолжая её мысль, можно без преувеличения сказать, что все названные Антоновой художники умудрялись находить не в самой весёлой тогдашней жизни блёстки радостного, отвлекаясь от досконального отображения реалий ради сценок семейного уюта и прочего милого эскапизма от эпохи с её войнами, революциями и всевозможными угнетениями вышестоящими в обществе нижестоящих. Щедрин, к примеру, с блеском поэтизировал оборванных итальянских рыбаков, делая их просто деталями очаровательных пейзажей. Датчане, тоже любившие солнечные итальянские виды, шли сходным путём. Венецианов придумал свой неправдоподобный, но красивый мир счастливых крестьян, которым и в голову не пришло бы палить помещичьи усадьбы.

Его современники из Датского королевства с поправкой на местные условия отнюдь не чурались того, что в недавние времена у нас именовали идеализацией реальности. Да, в конце концов и бог с ней, с реальностью, когда в душе гармония царит и других к тому же призывает. Так что одни прятались от гнёта собственной современности «в провинции у моря», другие – в кругу семьи. А третьи и вовсе предпочитали не выходить за пределы собственных мастерских, где уютно пахнет красками и вечерами сходятся весёлые друзья. Потому-то устроители выставки мудро рассредоточили её по нескольким разделам, каждый из которых и уделён тому или иному варианту ухода от утомительной повседневности.

Бертель Торвальдсен и в Дании, и на московской выставке стоит гордым обиняком. К тому же в отличие от коллег-соплеменников он славой своей в немалой степени обязан именно русским заказам. На открытии говорилось о том, что ему весьма помогла графиня Воронцова, для которой он выполнил пять изваяний. Скульптурный портрет княгини Барятинской и подавно числится среди лучших его творений. Увы, каким-то образом Торвальдсен не просто затянул почти до бесконечности окончание работы. Он ещё исхитрился оставить себе оригинал портрета очаровательной русской аристократки, и на родину её попала лишь копия, после революции украсившая собрание ГМИИ имени А.С. Пушкина. Она, конечно, и в копии хороша. А выставленная в эти дни рядом с куда более скромными, чем Торвальдсен, датскими художниками заблистала ещё ярче. Кстати сказать, автор её, добившись славы и признания наряду с Рубенсом и Александром Дюма-отцом, нередко передоверял изрядную часть трудов менее удачливым и талантливым соратникам по ваянию. В разное время на него трудились едва ли не сорок искусников резца, подобной известности не удостоившихся…

Выставку приурочили к государственному визиту в Россию королевы Дании Маргрете II, которая лично прибыла на вернисаж. Любопытно, что её величество стала второй коронованной особой, побывавшей на Волхонке. До её визита в ГМИИ имени А.С. Пушкина сокровищами музея любовался лишь Хуан Карлос I. Остальные венценосцы, бывавшие в Москве, на шедевры живописи не отвлекались. Да их, монархов, не так много в мире и уцелело. Бывшему египетскому королю Фаруку приписывают слова, прозвучавшие якобы лет шестьдесят назад, что вскоре в мире останется пять королей – английский и четыре карточных. Прогноз пока не сбылся…

Олег ДЗЮБА

Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS