Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Хлеб насущный и наДсущный

01 января 2007

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

Как воспитать победителя, призывая к смирению

ИТАР-ТАСССпоры о преподавании основ религиозного образования в школе ведутся давно и, судя по всему, конца им не предвидится, поскольку аргументы у сторон убедительные, и это тот случай, когда правы все. Могу предположить, во что выльется это ещё одно благое начинание. В том, что оно благое, я не сомневаюсь, но совершенно теряюсь, когда мне задают подобные вопросы.

В нашем саратовском лицее учатся замечательные талантливые дети и преподают неравнодушные учителя. Но каким будет стоять в их расписании этот нужный предмет – девятым, десятым или вместо чего-то также не менее важного? Кроме того, не так уж много людей, способных так провести этот обязательный урок, чтобы не навредить детям. Огромна ответственность священника, стоящего в алтаре, не менее ответственно и пытаться донести до детей те тонкие истины, для выражения которых не всегда есть понятные им слова. Хочу напомнить об опыте владыки Антония, который до пятнадцати лет, кстати, падал в церкви в обморок от запаха ладана. Так вот, он описывает, как по просьбе своего преподавателя ему, тогда ещё подростку, пришлось пойти на духовную беседу со священником. Замечательный богослов (ещё бы, Сергий Булгаков!) привёл мальчика в ярость, пытаясь довести до его сознания то, от чего тот как раз шарахался, то есть, по его словам, «всё сладкое, что можно найти в христианстве: смирение, тихость, кротость». Это случилось потому, что Булгаков, будучи замечательным богословом для взрослых, не знал, видимо, как своё знание передать детям. Примечательно, что эта ярость заставила подростка прибежать домой, взять в руки Евангелие, чтобы «проверить всё и покончить с этим». Тогда и случилась его встреча с Христом. Но это, впрочем, случай исключительный.

Хочу напомнить радеющим за образование исходный смысл этого слова, тогда, может, и спорить будет не о чем. Если внимательно почитать книги многих священников и отцов Церкви, можно найти немало высказываний по этому поводу. Отец Софроний (Сахаров) написал, куда уж внятнее: «Слово «образование» происходит от слова «образ». Истинное образование – это не накопление теоретических и практических знаний, а восстановление в человеке образа Божия, потемнённого грехом». Созвучные мысли есть и у митрополита Антония Сурожского, и у архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), который говорил о таком подходе к изучению явлений природы, когда человек, исследуя их, не может не удивиться гармонии и мудрости замысла Творца.

На уроках английского, которые я веду, мы достаточно рано начинаем обсуждать и роль книги, и роль образования, и роль культуры. Ничто мне не мешает повернуть разговор так, чтобы познакомить детей и с мыслью Августина Блаженного о том, что только стремление к знанию ведёт к бессмертию и мы всю свою жизнь, до самого последнего дня должны идти к истине; или с созвучными словами из Премудрости Соломона о том, что «через премудрость достигается бессмертие… а множество мудрых – спасение миру». И о многом другом, не менее полезном можно рассказать невзначай на уроке.

Нужен ли специальный учитель, который вложит в детские души основы христианства или другой жизнеутверждающей религии? Может, вопрос этот исчезнет, если каждый учитель развернёт свой предмет так, что целью его станет изучение совершенных законов мира, созданного Творцом? Правда, такой подход к делу требует и постоянной духовной работы, и желания каждый день хоть чуть-чуть идти дальше по пути знания. Дорогу, конечно, осилит идущий, но она требует хоть небольшого количества времени на поиски того, что даёт пищу для размышлений уму и сердцу.

Отец Антоний Сурожский напоминал нам, что в нашей главной молитве знакомые слова о хлебе насущном в оригинале звучали: «хлеб наш наДсущный дай нам днесь…» Только о хлебе насущном тоже не стоит забывать, как и о том, что труд учителя сейчас оплачивается в соответствии с определёнными критериями оценки качества. Критериев довольно много. Это и подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям, и рост успеваемости, и ученико-часы (ужасное слово), и отзывы родителей, и участие в творческих конкурсах, и беседы в online с коллегами, и чего только нет. А вот о способности и желании следовать по Пути Духа, по крупицам собирая частицы Знания и осмысливая его, нет ни слова, как будто Знание это сразу вместе с Благодатью даются авансом каждому, посмевшему ступить на путь учителя.

Я не знаю, как совместить идею формирования в человеке образа Божия с современными требованиями, предъявляемыми к учителю, с критериями, по которым его оценивают как достойного. Чем больше у учителя учеников-призёров, тем он больше молодец. Мысль-то является, по сути, антихристианской, она ближе к сфере профессионального спорта, там, где оценивается работа тренера и где, собственно, нет места здоровью. Разве критерием истинной веры, которую мы хотели бы воспитать в наших детях, поскольку именно она есть основа личности, является победа над противником? Как-то отец Антоний высказал интересную мысль о Христе – если подойти к его жизненному пути с нашими земными критериями, Его можно назвать неудачником, проигравшим. Но мы же, называя Его Царём Славы, меряем другими мерами.

По каким критериям оценивать ту работу учителя, благодаря которой появилось в душе ребёнка стремление не только научиться получать, анализировать и применять нужную информацию, – а этот навык, безусловно, важен – но и желание идти всю жизнь бескорыстно по пути знания? Я не знаю…

Вероника ФЕДОННИКОВА, преподаватель английского языка

Обсудить в группе Telegram

Вероника Федонникова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS