Как уберечь психику подростков от теле-, интернетных травм
Сообщения о подростковых самоубийствах прокатились по нашим СМИ как ураган. И вот он слегка поутих, сменившись вопросом: а можно ли предупредить это несчастье?
«Нужен эстетический шок!» – решили журналисты одного из новостных радиоканалов и минут десять в прямом эфире расписывали, как некрасиво выглядит самоубийца. Надеюсь, родители повесившегося ребёнка не слышали этой передачи. По поводу другого эпизода: «Строгость, и только строгость!» – советовали они женщине, которую шантажировала дочка: выброшусь в окно, если не купишь новое платье (телефон, ноутбук, сноуборд). Впрочем, мама оказалась не промах: привела дочку в милицию, чтобы тётя-милиционер на неё «повлияла». Это традиционно надёжнее и понятнее, чем психолог. Главное же – не самой разбираться в том, что сама заварила, воспитывая дочку на протяжении четырнадцати лет.
Что происходит в головах наших школьников, приближающихся к переходному возрасту, – взрослым представить трудно. «Меня никто не понимает, все люди одиноки, жизнь не имеет смысла» – самый смягчённый вариант подросткового мироощущения. А когда каждый час тебе сообщают по всем доступным средствам информации, что взорвался дом, сгорело кафе, количество жертв цунами увеличилось до двадцати тысяч человек и катастрофическая встреча Земли с астероидом неизбежна, всё это вперемежку с гламурными сплетнями, – надо иметь большой запас психической устойчивости, чтобы не крениться в направлении «быть или не быть». А проблемы в школе!.. а обиды в самой благополучной семье!.. а любовь проклятая, в этом возрасте сносящая крышу напрочь!..
Подросткам надо помогать. Давно уже функционируют детские психологи, телефоны доверия для детей и подростков, а теперь вот решено открыть Детский Интернет. Совсем недавно в своей статье («ЛГ», № 8) Ольга Зелёнкова говорила о необходимости «оградить ребёнка от сайтов самоубийц, онлайн-развратников и наркодилеров» – и вот, кажется, средство найдено. Детский Интернет – особая, охраняемая зона, куда можно безбоязненно пускать пастись любезное чадо с малых лет.
На круглом столе, посвящённом этой проблеме, выступавшие говорили о главном – о том, что для нынешних поколений Интернет становится основным средством познания мира. Илья Переседов, исполнительный директор фонда «Разумный Интернет», даже предсказал, что «некомпьютерные практики» со временем вообще сойдут на нет – то есть, вместо того чтобы поиграть во дворе или потусоваться с друзьями, ребёнок будет совершать головокружительные перемещения по виртуальной Сети.
Осуществится или нет эта перспектива, пока неясно, но все мы, родители и граждане страны, должны уберечь своих детей от «негативного контента» – от агрессии и цинизма.
Мне рассказали эпизод: четырёхлетняя девочка долго не могла выйти из шока – она открыла в Интернете ссылку на «смешных кошек», и вдруг в одном из сюжетов на её глазах котёнка разбили головой об стол… Как оградить детей от такого рода впечатлений?
Детский Интернет, обещают нам, будет надёжно защищён от гнусностей взрослого мира. Он будет гуманный, развивающий, дружелюбный. Директор фонда «Разумный Интернет» Владимир Мамонтов пообещал, что он будет способствовать свободомыслию и творческому развитию личности в противовес взглядам министра образования, объявившего, что будущее – за «потребителями» и «пользователями».
Чем же будет обеспечен такой духовный ресурс детской Сети? Создатели проекта привлекают к сотрудничеству фонд «Русский мир», философский факультет МГУ, авторов мультсериала «Смешарики». В Детском Интернете (ДИ) можно будет найти сайты для родителей, сайты здоровья, школьной жизни, творческого развития. Словом, намечается грандиозный социальный проект. Доменная зона для детей – самая востребованная в мире тема. Пока намечается, что пользователями (а куда ж без этого слова!) ДИ будут младшие школьники, от 6 до 12 лет, но со временем, считает Алексей Гусев, представитель Агентства стратегических инициатив, малыши будут охвачены заботой домена с самого рождения. И на всю жизнь.
Таким образом, Детский Интернет надёжно защитит наших детей от «негатива», и они перестанут бросаться с крыш. Но возникает вопрос: а что, собственно, помешает ребёнку оставить замечательную доменную зону ДИ и прогуляться по запретным взрослым сайтам? Во «взрослом мире» ведь всё останется по-прежнему, ограничить Интернет невозможно. В чём тогда смысл масштабного проекта?
Можно, конечно, разработать специальные «детские» компьютеры с чисто «детским» браузером. Примерно так же ограждали от мирового зла принца Гаутаму, но однажды он вышел из дворца и узнал, что существуют болезни и смерть. Хорошо, если в результате человек сделается святым – а если, наоборот, сочтя себя обманутым, пустится во все тяжкие или вообще откажется жить в таком негармоничном мире?
Интернет – это благо, и надо не ограничивать ребёнка, а «структурировать информацию». То есть образовывать маленького человека, формируя правильную систему представлений, вкус и уважение к людям. Безусловно, и философы из МГУ, и Лосяш с Барашем из славного сериала способствуют популяризации гуманитарных ценностей. Дело только за адресатом – надо, чтобы эти самые дети, от 6 до 12, оказались в состоянии их понять. Шестилетки – это выпускники детского сада. Так вот, по словам работников дошкольных учреждений, всё больше малышей не воспринимают человеческую речь. Слова отдельные понимают, а логически связать их не умеют. Это дети телевизора и компьютера. Родители не читали им книжек, не рассказывали сказок. Они привыкли к мельканию картинки, а как её истолковать – не знают. И когда воспитательница эту картинку объясняет, добрая половина группы понимает с пятого раза.
«Мы с малышами носимся, нянчимся, – говорят воспитательницы, – а потом слышим, как с ними родители в раздевалке разговаривают… Каким голосом… Какими словами…» Так же они будут говорить с ребёнком и в 7 лет, и в 8, и в 9: «Не болтай! Одевайся! Закрой рот! А ну, дневник покажи!» А в 11 ребёнок и сам не захочет с ними говорить.
Накануне круглого стола я решила обсудить суицидальную тему с выпускниками школы. Уж они-то получше меня осведомлены об опасных ресурсах Сети, воздействующих на потенциальных самоубийц. Есть, говорили они, всякие сайты, очень страшные, но причины всё-таки не в них. «Интернет (цитирую сочинение Виталия М.), с одной стороны, это огромная база всевозможной информации, хранилище данных, а с другой – мусорное ведро, в котором можно найти АБСОЛЮТНО всё». И это «мусорное ведро» воздействует на уже «морально подавленных, особо впечатлительных людей». Чем же они подавлены? «Детям просто не хватает внимания, любви и заботы родителей, – считает Алёна Б. – Их одолевает со временем чувство одиночества, ненужности, возможно, ЭТО и служит такому итогу».
Авторы «сочинений» – дети, скорее, благополучные, они ходят на курсы, готовятся поступать в вуз. Это, слава богу, не их тема, к тому же на вопрос учительницы надо отвечать «правильно», и они увещевают несознательных и слабых ровесников: «Жизнь прекрасна, и никто не говорил, что будет легко…» Но всё же главной проблемой в этом сюжете они определили не «помойку Интернета», а отношения между родителями и детьми. «Родители должны ставить на первое место не карьеру и личную жизнь, а детей… Дети не должны бояться родителей… Родители должны общаться с детьми как можно чаще, разговаривать об их проблемах, помогать решить их…» (Динара Г.)
Да, скажут родители, а вы попробуйте-ка оттащить ребёнка от монитора!.. Чтобы «поговорить о проблемах»!..
Так об этом надо раньше думать. У ребёнка, который с самого начала дружил с родителями, больше шансов благополучно миновать дремучие джунгли и горючие пустыни переходного возраста.
Родители нынешних подростков – это поколение, рождённое в 70-е. В школу ходили в перестройку, взрослели, работали и женились в 90-х. Время не самое благоприятное для семейного уюта – ну а кто обещал, что будет легко?
Директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников пообещал, что ДИ заработает через год, и огорошил присутствующих:статистика детских самоубийств этого года ничем не отличается от статистики предыдущих лет.
То есть зря мы так всполошились? Или, наоборот, следовало всполошиться гораздо раньше? И, учреждая впереди планеты всей Детский Интернет, надо срочно заняться и воспитанием одичавших родителей? Чтобы они не тащили невыносимую дочку в милицию, а заранее наводили мосты и прокладывали тропы: узнавали у своих детей про «эмо» и панков, про отношения с одноклассниками и учительницей, про модные группы и доморощенных философов с «чёрных» сайтов, про лучшего в мире мальчика из физкультурного техникума… Можно, конечно, со своими детьми и в Фейсбуке переписываться, но лучше поговорить живьём.