ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ
Пришло мне письмо с предложением купить медицинский справочник и принять участие в розыгрыше модных автомобилей. Пока думал, что выбрать, чуть было не опоздал к началу ток-шоу «Апокриф» на канале «Культура». Его тема была – «Интеллигенция». То есть здесь должно было быть дано объяснение, что же это за явление такое? Автор этих строк, безусловно, не смеет включать себя в тот загадочный слой населения, который именуется данным понятием. Но поскольку не раз сталкивался с представителями этой самой интеллигенции, то желание больше узнать об этом явлении имеется.
В ток-шоу В. Ерофеева прозвучало, что «интеллигенция создала особый климат духовной жизни России, стимулировала развитие литературы и искусства, этики и эстетики». А далее ставился вопрос, который надо было решить: «Какова роль интеллигенции в XXI веке?» Гостями студии были Б. Сарнов – литературовед, писатель; Б. Дубин – социолог, культуролог, переводчик; В. Бондаренко – литературный критик, писатель; Ю. Белявский – главный редактор газеты «Культура»; Т. Гармаш-Роффе – писатель; А. Левандовский – историк; Ю. Мамлеев – писатель. В ходе обсуждения были высказаны различные мнения об этом слое населения, наличие которого свойственно исключительно России. Уже одно то, что это понятие равноправно обсуждали такие разные писатели, как Б. Сарнов и В. Бондаренко, можно поставить в заслугу ведущему, который давал высказаться всем участникам дискуссии.
Характеризуя понятие интеллигенции, Сарнов отметил, что «это был орден, его сейчас нет» и что «наше дело состоит в том, чтобы говорить правду так, как мы её понимаем». Автор и ведущий В. Ерофеев сказал про интеллигенцию, что «это – секта людей, которые боролись за счастье народа. Освободители выполнили свою миссию…» Говорилось и о том, что «интеллигенция – это состояние духа», «нечто морально-этическое». Наиболее глубоким и наводящим на всяческие мысли показалось приведённое одним из участников определение интеллигента, данное Л.Н. Гумилёвым: «Интеллигент – это человек плохо образованный и сочувствующий народу». Продолжил это определение знаменитый историк так: «А я – хорошо образованный и народу не сочувствующий».
Но, слушая речи участников дискуссии, вспоминалось известное высказывание А.С. Пушкина по поводу шекспировского Отелло: «Отелло от природы не ревнив – напротив: он доверчив». Не это ли качество можно отнести и к интеллигенции?
…Я догнал его на переходе через Садовое кольцо на площади Восстания. Это был один из самых рьяных ревнителей перестройки, один из основателей так называемого комитета «Апрель» в поддержку начинавшихся демократических реформ. Он шагал на заседание комитета в Центральный Дом литераторов на улицу Герцена. Решения комитета служат уроком для всех, не согласных с нынешней политикой. Начиналась зима, под ногами хлюпала смесь воды со снегом. На председателе «Апреля» были лёгкое потёртое пальто, берет и, что наиболее меня удивило, – летние резные сандалии… «Вот таковым и будет результат перестройки, – подумалось мне. – Освободители выполнили свою миссию…» Почему вы питаете такое безграничное доверие ко всему, о чём вам говорят с трибуны пленумов и съездов? Почему вы верите в «две Волги» для каждого российского гражданина? – хотелось спросить немолодого уже писателя, умудрённого жизненным опытом… Выберите лучше приз для розыгрыша!
В передаче «Линия жизни», героем которой был кинооператор, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии СССР А. Мукасей, речь зашла о съёмках фильма «Нос» по Н.В. Гоголю. И здесь герой передачи рассказал одну поучительную историю. Как-то на съёмках получилось так, что большая работа, выполненная коллективом, в результате технической ошибки пошла насмарку. Оператор обратился к Ролану Быкову, исполнявшему роль героя фильма.
– Представляешь? Какой труд – и всё это насмарку.
– Толя, раз это не получилось – я знаю, почему, – ответил Быков.
– Почему?
– Гоголь не хочет!
На этой картине было много всяких ситуаций, которые не получались, отметил Мукасей. Тогда Быков говорил: «И не надо. Гоголь не хочет!»
На том же канале «Культура» зрители смогли увидеть телевизионный спектакль «Похождение, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» режиссёра М. Карбаускиса. Эта версия театра О. Табакова «не имеет ничего общего с другими сценическими версиями канонической поэмы в прозе». В роли Чичикова – С. Безруков. Помещиков играют О. Табаков и Б. Плотников, О. Блок-Миримская, А. Усольцев и Д. Куличков. Критика восторженно описывает эту работу театра: «Выход каждого из помещиков – дивертисмент. Штампов удаётся избежать всем – и импозантному Собакевичу, и неврастеничному Ноздрёву, и лирической Коробочке. Свежесть восприятия – редкое ощущение для спектакля по классике, а тут оно возникает сразу, с появления на сцене Чичикова». Восторги критики понятны, да только хочет ли этого Гоголь? Ведь в результате просмотра спектакля остаётся впечатление, что ни режиссёр, ни актёры не могут передать отношение автора к своим героям. Отношение, полное любви и даже какого-то любования ими…
На канале «Культура» зрители могли увидеть созданный в 1992 году документальный фильм «Киммерийский затворник. Максимилиан Волошин». Этот состоящий из двух частей фильм можно отнести к основному фонду кинематографических работ, посвящённых литературе на ТВ. Фильм о замечательном русском поэте Серебряного века насыщен звучанием волошинской лирики, в нём даны выверенные и взвешенные суждения о жизни и творчестве поэта. Фильм этот служит просветительским целям уже не один год. И будет им служить впредь…