Я с удовольствием присоединился бы к надеждам А. Кондрашова по поводу того, что телевидение наконец перестанет «калечить души наших детей». Но мне мешает это сделать понимание, что какое-то решение, и даже принятие соответствующего закона, вряд ли многое изменит. Здесь надо что-то менять в самой «консерватории». «Телевидение – слишком серьёзная штука, чтобы доверять её телевизионщикам». Это, конечно, шутка, тем более что я так не думаю. Но, как говорится, в каждой шутке…
Я знаком с телевидением некоторых западных стран, правда, очень поверхностно. Многие ТВ-программы, например в США, вызывают у меня зависть. Несмотря на то что наше ТВ, пожалуй, самое омерзительное (прошу телевизионщиков меня извинить за намеренно резкое и, скорее всего, несправедливое слово), западное ТВ совсем не пример для подражания. Оно тоже низкого качества по принципиальным параметрам. Но «обезьяний рефлекс» нам совсем ни к чему, если мы знаем, что мы хотим.
Всё зависит от той планки, которую мы перед ТВ ставим. Если цель только информационно-развлекательная – это одно, а если мы ждём, чтобы телевидение было одним из средств построения того общества, в котором мы хотим жить, – это совсем другое, в этом смысле я нахожусь под впечатлением статьи Валерия Рокотова в том же номере «ЛГ». А для этой задачи мощь ТВ переоценить нельзя.
Конечно, ТВ должно быть подчинено политике государства. Но не обслуживать интересы правящей партии, а служить интересам воспитания общества, которое нужно государству, то есть населению как целому понятию (страшно использовать слово «народ», слишком оно уже «израсходовалось»). Любители эквилибристики словами с удовольствием завопят: «цензура»! Цензура – в разном понимании – есть и будет всегда и везде. Всё зависит от того, какие цели перед ней ставятся. А разве у нас сейчас нет цензуры? Несмотря на статью Конституции, она есть, и очень «крутая». А цели, которая она выполняет, – самые спорные.
Тезис: нажимай ту «кнопку», которая тебе по вкусу, и не смотри то, что не нравится, – ложный. Если использовать терминологию Рокотова, то я уверен: «колбасники» в этом соревновании однозначно выиграют. Ориентация на насекомообразное поведение всегда приносит успех. Для того чтобы ходить прямо, да ещё по склону вверх, требуются усилия, стоять на четвереньках значительно проще. Одна из загадок мироздания: как же человек стал прямоходящим? Может быть, потому, что время от времени появлялись «раскольники»?