Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ход королевой

01 января 2007

КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Фёдор ЕВГЕНЬЕВВ Московском доме кино прошла премьера фильма Георгия Натансона «Да здравствует королева, виват!», посвящённого выдающейся русской актрисе Татьяне Дорониной.

На съёмках «Иванова детства», где Натансон «страховал» делавшего первые шаги в кино Тарковского, его считали чуть ли не стариком. А ему было всего лишь около сорока. Сейчас, когда Георгий Григорьевич приближается к девяноста и его не столько по возрасту, сколько по сумме заслуг перед нашим кинематографом надо величать не иначе как патриархом, своей энергией и задором он и с молодыми поделиться может. Хотя они и ему самому нужны, ведь Георгий Натансон до сих пор снимает кино.

По его собственному признанию, фильм о Дорониной он просто не мог не снять. Он давно обдумывал эту работу, но окончательное решение принял, прочитав «Дневник актрисы»: в главе, посвящённой дебюту в кино, Татьяна Васильевна написала: «Если бы не режиссёр Георгий Натансон, не видать бы мне большого экрана и такой нежной зрительской любви». Вердикт киноначальства, поставившего крест сразу на всех актёрах, приглашённых Натансоном сниматься в «Старшей сестре» – Михаиле Жарове, Виталии Соломине, Инне Чуриковой, Наталье Теняковой и особенно на Татьяне Дорониной, сегодня может вызвать недоумённую улыбку, а тогда всей киногруппе было не до смеха.

Название для будущей картины режиссёру долго искать не пришлось: в спектакле по пьесе английского драматурга Роберта Болта Доронина сыграла, редкий случай в истории театра, сразу две главные роли – королеву Англии Елизавету и шотландскую королеву Марию Стюарт. Согласитесь, трудно найти двух женщин более несхожих судеб и характеров.

Строго говоря, несмотря на праздничную атмосферу и невероятное количество цветов, это была не совсем премьера. Первый показ состоялся в Доме ветеранов кино. Второй, Натансон всегда любил контрасты, был устроен для студентов философского факультета МГУ. Третий – в знаменитом Красногорском архиве кинофотодокументов, в знак благодарности людям, без которых картина просто не состоялась бы. Можно, вооружившись самой современной техникой, эффектно снять дом, где родилась героиня ленты, театры, в которых она играла прежде, и тот, которому беззаветно служит сегодня. Можно даже слетать в Париж (сегодня и это не проблема) и показать зрителям легендарный Комеди Франсез, где к Татьяне Дорониной пришла поистине мировая слава. Но как рассказать о ней тем, кто опоздал родиться и не видел её ни в «Варварах», ни в «Идиоте», ни в «Дульсинее Тобосской»? А ведь партнёрами Дорониной в этих и многих других спектаклях были великие русские актёры – Иннокентий Смоктуновский, Павел Луспекаев, Владислав Стржельчик.

Но когда Натансон принялся за архивные изыскания, стало ясно: плёнок, запечатлевших для потомков уникальные спектакли Товстоногова, Гончарова, как, впрочем, и других наших корифеев, практически не сохранилось. Некоторые, как выяснилось, вообще никто не удосужился заснять. Мы часто говорим, что плёнка убивает живое искусство театра, что она не в состоянии передать происходящее на сцене во всей его многомерности и многослойности. Но не лучше ли сохранить хотя бы «бледную копию», чем довольствоваться лишь восторженными рассказами очевидцев, которые, кстати, тоже не вечны.

В своей оценке ситуации Георгий Григорьевич более чем категоричен: «Для нашей культуры это настоящая трагедия. Так сейчас не репетируют. Так – не играют. На чём прикажете воспитывать новые поколения молодых актёров? Да и зрителю нынешнему не мешало бы хоть иногда напоминать о подлинном искусстве. Может, тогда у него постепенно сформируется иммунитет против беспредельной пошлости, царящей сегодня, к величайшему нашему стыду, и на сцене, и на экране».

У фильмов с участием Татьяны Дорониной судьба более счастливая. И «Старшую сестру», и «Три тополя на Плющихе» и «Ещё раз про любовь» пусть и не часто, но всё-таки показывают по телевидению, да и «пираты» нередко включают их в сборники вроде «Наше старое кино». И спустя почти полвека их с удовольствием пересматривают не только те, кто по собственному опыту знает, что в Советском Союзе секса не было и быть не могло, но и впервые открывают для себя те, кто родился и вырос уже совсем в другой стране, а потому «скандальную» сцену в постели из «Ещё раз про любовь» воспринимает не иначе как ангельски целомудренную.

Один из самых сильных эпизодов в картине – сцена из спектакля МХАТ им. Горького «Васса Железнова», в котором Татьяна Доронина играет главную роль. Когда речь заходит о судьбе этого театра, актрису часто сравнивают с её героиней, у которой для любого противника один ответ: «Застращать меня никто не может!» Единственное, о чём можно пожалеть, когда гаснет экран, так это о том, что вне своих театральных и киноролей Татьяна Васильевна редко появлялась в кадре. Впрочем, нет, есть ещё один повод для сожалений: увидит ли эту картину зритель? Большая премьера назначена на 25 января, день св. Татьяны, когда фильм покажут в кинотеатре «Художественный». Вот только всех желающих он вместить наверняка не сможет. На великодушие руководства многочисленных телеканалов рассчитывать, похоже, не приходится.

А Георгий Григорьевич продолжает строить планы. Ведь его заветная мечта, снять художественный фильм о судьбе Михаила Булгакова, пока не осуществилась. Сценарий под названием «Весь я не умру», написанный вместе с драматургом Самуилом Алёшиным больше тридцати лет назад, так и не был разрешён к экранизации, хотя за него ходатайствовали Олег Ефремов, Ролан Быков, Евгений Матвеев, Вячеслав Тихонов. Одна из ролей была написана специально для Татьяны Дорониной. Режиссёр и актриса не теряют надежды ещё раз встретиться на съёмочной площадке.

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS