Человек в художественном мире А. Н. Островского: Учебное пособие. – Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2007. – 272 с.
Между первой и последней страницами издания – драматический конфликт, непримиримое противоречие. Титульный лист степенно, не без некоторой торжественности перечисляет все те специальности, для обучающихся коим сей труд рекомендован «Учебно-методическим объединением высших учебных заведений в области театрального искусства в качестве учебного пособия». В выходных же данных мы видим совершенно мизерабельную даже по нынешним временам цифру – 250 экземпляров.
А ведь за скромностью бумажной обложки скрывается если и педагогическая, то «поэма» и в целом – исследование чрезвычайно глубокое и серьёзное, выходящее далеко за рамки сугубо педагогических задач. Познакомиться с которым, на наш взгляд, было бы крайне полезно не только будущим театроведам и актёрам (хотя и для последних – ничего, кроме пользы), сколько тем уже состоявшимся практикам сцены, что приступают к работе над пьесами первого российского драматического писателя.
Нина Шалимова, профессор Ярославского театрального института (а с недавних пор ещё и ГИТИСа), предпринимает дерзновенную – хочется употребить именно это прилагательное – попытку объять если не необъятное, то по меньшей мере глобальное пространство. А именно «русский космос», складывающийся из 48 драм, комедий, исторических хроник Александра Николаевича Островского, из монологов и диалогов, ремарок и – что особенно важно! – внутреннего, сокровенного, подчас «тайного» подтекста. Этот космос автор умудряется одновременно увидеть и в социально-исторический телескоп, и разглядеть, проанализировать под сверхчувствительным микроскопом, направленным внутрь души.
Что является основополагающим для «островского» персонажа при всём фантастическом разнообразии характеров, лиц, платьев, при всём различии авторского отношения к созданным им образам? Согласно Н. Шалимовой, это есть наличие «заключённой в глубине каждой человеческой личности искры Божьей». Именно христианское миропонимание принимает автор книги в качестве ядра, первоосновы как отдельного героя, так и всего драматургического «социума» и последовательно направляет вдумчивого читателя по пути постижения данной исследовательской аксиомы. Используя для этого своё замечательное знание творчества Островского, умение вычленить необходимое, разглядеть потаённое, а также тонкий научный инструментарий плюс особенно важное в данном случае чувство живого театра. И даже тот, кто изначально будет сопротивляться главному положению книги: какая уж там искра Божья во всех этих классических купцах-самодурах, жителях «тёмного царства» и непритязательных представителях актёрской профессии? – в конечном счёте и он будет почти наверняка побеждён логикой и особой поэтичностью «учебного пособия».
Да к тому же вспомнит, что в российской культурной традиции Театр уже давно уравнен с Храмом.