Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Хомо Островский,s»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Нина Шалимова. Человек в художественном мире А. Н. Островского: Учебное пособие. – Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2007. – 272 с.

Между первой и последней страницами издания – драматический конфликт, непримиримое противоречие. Титульный лист степенно, не без некоторой торжественности перечисляет все те специальности, для обучающихся коим сей труд рекомендован «Учебно-методическим объединением высших учебных заведений в области театрального искусства в качестве учебного пособия». В выходных же данных мы видим совершенно мизерабельную даже по нынешним временам цифру – 250 экземпляров. 

А ведь за скромностью бумажной обложки скрывается если и педагогическая, то «поэма» и в целом – исследование чрезвычайно глубокое и серьёзное, выходящее далеко за рамки сугубо педагогических задач. Познакомиться с которым, на наш взгляд, было бы крайне полезно не только будущим театроведам и актёрам (хотя и для последних – ничего, кроме пользы), сколько тем уже состоявшимся практикам сцены, что приступают к работе над пьесами первого российского драматического писателя. 

Нина Шалимова, профессор Ярославского театрального института (а с недавних пор ещё и ГИТИСа), предпринимает дерзновенную – хочется употребить именно это прилагательное – попытку объять если не необъятное, то по меньшей мере глобальное пространство. А именно «русский космос», складывающийся из 48 драм, комедий, исторических хроник Александра Николаевича Островского, из монологов и диалогов, ремарок и – что особенно важно! – внутреннего, сокровенного, подчас «тайного» подтекста. Этот космос автор умудряется одновременно увидеть и в социально-исторический телескоп, и разглядеть, проанализировать под сверхчувствительным микроскопом, направленным внутрь души. 

Что является основополагающим для «островского» персонажа при всём фантастическом разнообразии характеров, лиц, платьев, при всём различии авторского отношения к созданным им образам? Согласно Н. Шалимовой, это есть наличие «заключённой в глубине каждой человеческой личности искры Божьей». Именно христианское миропонимание принимает автор книги в качестве ядра, первоосновы как отдельного героя, так и всего драматургического «социума» и последовательно направляет вдумчивого читателя по пути постижения данной исследовательской аксиомы. Используя для этого своё замечательное знание творчества Островского, умение вычленить необходимое, разглядеть потаённое, а также тонкий научный инструментарий плюс особенно важное в данном случае чувство живого театра. И даже тот, кто изначально будет сопротивляться главному положению книги: какая уж там искра Божья во всех этих классических купцах-самодурах, жителях «тёмного царства» и непритязательных представителях актёрской профессии? – в конечном счёте и он будет почти наверняка побеждён логикой и особой поэтичностью «учебного пособия». 

Да к тому же вспомнит, что в российской культурной традиции Театр уже давно уравнен с Храмом. 

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS