85-летие Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева в этом году совпало с 70-летием его художественного руководителя-директора народной артистки РФ Елены Щербаковой. От всего сердца поздравляем Елену Александровну с юбилеями, а также с присуждением ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность!
Октябрьским аншлаговым гастролям моисеевцев в Японии предшествовало не менее триумфальное выступление в Парке науки и искусства «Сириус» в начале месяца. В программе – классика: творческое наследие великого хореографа, исполняемое технически безупречно, фантастически – по силе воздействия. Что ни композиция – визитная карточка: русский танец «Лето», венгерский «Понтозоо», белорусский «Юрочка», танец аргентинских пастухов «Гаучо», греческая сюита «Сиртаки», знаковые «Партизаны» и «Яблочко»…
Круговорот магии искусства
– В «Сириусе», – рассказывает Елена Александровна, – мы выступали в четвёртый раз (ждём приглашение на открытие нового театра в 2024 году), а в Японии за последние двадцать восемь лет – впервые, по приглашению Российско-японского общества, хотя в советские годы регулярно давали концерты в разных городах Страны восходящего солнца. Перерыв наступил в 90-е, но, судя по приёму публики, нас помнят и ждали.
Ансамбль открывал культурные связи с Европой, Азией, Северной и Южной Америкой, Африкой, Австралией! И главы государств всегда присутствовали на наших концертах. Созданный в 1937 году, наш коллектив провёл первые зарубежные гастроли в 1945-м – в Финляндии.
Контакт между артистами и зрителями устанавливается с первых минут концерта – так бывает всегда. Искра танцевальной феерии «воспламеняет» зал, окрыляя танцующих, и своей энергетикой они отвечают зрителям, рождая своеобразный круговорот магии искусства.
В основе хореографии Игоря Александровича – философия мира, добра и любви! Объединив фольклор с канонами классического балета, Игорь Моисеев создал новый жанр – жанр народно-сценической хореографии, в котором и работают моисеевцы. Это уникальная система, а её выдающийся автор, совершивший творческий и гражданский подвиг, дарил свои идеи всему миру, не думая о вознаграждении, не ожидая благодарности. Отрадно, что в ансамбле и сегодня служат те, кому довелось лично общаться с Мастером, учиться у него.
Мечты сбываются
– В ансамбль вы пришли в 1969-м из Московского хореографического училища при Большом театре, ныне – академии, где Моисеев на экзамене отметил вас и сделал предложение, от которого невозможно отказаться. Помните первый день в коллективе?
– Помню: 1 июня я шла к седьмому подъезду Концертного зала имени Чайковского с девочкой, тоже только принятой в ансамбль. Держались за руки и дрожали от страха. Нам выделили в раздевалке один стул на двоих, чтобы могли оставить вещи. И, ступив в балетный класс, мы попали в новый мир, определивший судьбу: ежедневный каторжный, но любимый труд!
– Потеря формы в вашем коллективе, говорят, грозит лишением тридцати процентов надбавок-премий?
– Да, есть такое. Требования у нас строгие. Но самое главное – честность по отношению к себе, к работе и коллегам. Примером был и остаётся Игорь Александрович – невероятно дисциплинированный, интеллигентный и эрудированный человек. Большой знаток истории, музыки, живописи...
Достаточно напомнить, что его педагог – реформатор русского балета Александр Горский, любимые балетмейстеры – новаторы Михаил Фокин и Касьян Голейзовский. Прибавьте к этому теософские беседы со Святославом Рерихом, игры в бильярд с Владимиром Маяковским... Кстати, сюжет «Спартака» Араму Хачатуряну подсказал Игорь Моисеев. Подгоняемый по жизни вольным ветром перемен, он выступал против консерватизма и рутины. Всегда боролся за права молодёжи!
Игоря Александровича нет с нами с 2007 года, но его мировоззренческая позиция и совершенная творческо-жизненная модель для каждого из нас бесценны.
Матросский танец «Яблочко» (Фото: Образовательный фонд «Талант и успех»)
Великая сила искусства
– При поддержке правительства СССР Игорь Моисеев открыл Государственную школу-студию народного танца в 1943-м! Казалось бы, разгар Великой Отечественной – не до нужд свиты Аполлона, и вдруг – первое в мире официальное специализированное учреждение...
– ...И тогда руководство страны отдавало себе отчёт: волшебная сила искусства – великая сила! Школа-студия при ансамбле открылась в сентябре, действительно первой. Думали о будущем искусства, о взаимовыручке, сближении народов, созидательном устремлении, что и для молодого государства – в числе приоритетов.
Мы воспитываем танцовщика-актёра. В наших программах нет случайных телодвижений и трюков ради трюков. В каждом произведении – своя драматургия. Сейчас среди балетной молодёжи модно обрушивать на публику каскады зрелищных комбинаций и эффектных па. Это, на мой взгляд, скорее спорт. В нашем ансамбле акробатические элементы украшают композиции только там, где они необходимы.
Например, тот же танец «Лето» – сюжетная картинка, раскрывающая, прежде всего, лирическую русскую душу и величавую природу России, их вечную гармонию.
– Рассказывают, что при Сталине ни один банкет в Кремле не обходился без моисеевцев, причём во время танцев ни вождь, ни кто-либо из высокопоставленной свиты не прикасался к пище...
– ...Это правда. Любимым номером Иосифа Виссарионовича была «Подмосковная лирика». По словам Игоря Александровича, зрители забывали о столовых приборах. Однажды после выступления кто-то положил руку на плечо хореографа. Оборачивается – глава государства: «Какие проблемы у вас, товарищ Моисеев?» – «У нас нет помещения».
Тогда ансамбль арендовал площадку в Леонтьевском переулке, в Доме учителя,
но для полов старинного особняка все наши дроби и чечётки были неприемлемы. Проблему решили оперативно.
– При помощи Александра Сергеевича Щербакова, первого секретаря Московского обкома ВКП(б)!
– По приказу Сталина. Щербаков вызвал Моисеева и спросил, где бы он хотел получить помещение для ансамбля. Выбор пал на законсервированную стройку Театра Мейерхольда. Так, с лёгкой руки легендарного хореографа в 1940-м открылся Концертный зал имени П.И. Чайковского, приютивший не только Государственный ансамбль народного танца СССР, но и ведущие творческие коллективы страны – Оркестр народных инструментов имени Осипова, хор имени Пятницкого, хор имени Свешникова.
Трепет жив
– Елена Александровна, а пресловутый трепет за восемь десятилетий ушёл из жизни ансамбля?
– Он был, есть и, надеюсь, будет – для настоящих профессионалов, которыми не рождаются, но становятся. Я, как и Игорь Александрович, на концертах всегда внимательно наблюдаю за происходящим на сцене из зала и с удовлетворением могу констатировать, что техника хореографии у нас кружит рука об руку с душой танца – трепет жив!
Возьмите «Арагонскую хоту». Моисеев, увидев её в Испании, взял оттуда три движения и сделал гениальную постановку на музыку Михаила Глинки. Насколько трепетно он отнёсся к духу танца и национальному характеру, увековечив их при помощи своих выразительных средств, – получился шедевр! Испанская публика принимает «Хоту» на ура, хотя мы, в отличие от испанцев, танцуем её на плие. Без плие, конечно, было бы проще, но пропадает созданная Игорем Александровичем гармония пластики движений.
Для аутентичности нашим танцовщикам испанцы предложили полностью закрыть головы платками. Мы, вежливо поблагодарив, отказались: Моисееву, с присущим ему идеальным вкусом, было важно, чтобы каждый нюанс, включая движение волос, по-особому убранных, добавлял в композицию новые краски.
– В русле традиций Игоря Александровича в 2018-м появилась новая работа – «Таngo Del Plata» в постановке аргентинского хореографа Лауры Роатта. Моисеев ассоциируется с плие, прыжками, классическим станком... И вдруг – танец made in Буэнос-Айрес!
– Мой телефонный звонок Лауре с предложением о постановке в Москве поверг её в священный ужас. Но, несмотря ни на какие обстоятельства, чудо случилось: школа Игоря Александровича стала благодатной почвой для прекрасного иноземного цветка в честь богини танго Венусины, соединяющей сердца влюблённых...
Наши артисты универсальны – блестяще овладели новой техникой, вложив в аргентинский хореографический стиль свою душу, пронизав нешуточные страсти танго золотыми нитями моисеевской системы.
Похожий случай – с самобытным адыгским танцем «Тляпатет» в постановке руководителя ансамбля «Нальмэс» Аслана Хаджаева, с сербским, македонским, болгарским танцами, двумя корейскими... Все они уже были поставлены без Игоря Александровича.
– Показательна история о недовольстве Мао Цзэдуна тем, что русские исполняют китайский танец лучше танцовщиков Поднебесной!
– Да, в 1954-м моисеевцы стали первым ансамблем из СССР, приглашённым на празднование пятилетия КНР. Они привезли «Китайский танец с лентами», навеянный образами старинных гравюр и иллюстрациями древних книг, которые Игорь Александрович, всю жизнь занимавшийся самообразованием, часами изучал в библиотеках. Результат превзошёл ожидания! По свидетельству очевидцев, лидер компартии Китая после просмотра был одновременно восхищён и раздосадован!
И вечный бой!
– В начале Великой Отечественной войны ансамбль уехал с гастролями по Уралу – в 1942-м выступал в Монголии, давал по пять концертов в день на военных заводах, поднимая рабочим настроение и боевой дух. Более того, собирал средства для армии!
– Вы правы, на деньги за концерты был построен танк «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР), и он дошёл до Берлина! Макет танка стоит в кабинете Игоря Моисеева как напоминание о вкладе моисеевцев в Великую Победу.
– А ведь есть ещё композиция «Партизаны»?!
– Куда бы мы ни отправлялись, импресарио просят включить в программу эту хореографическую картину наряду с фирменным «Яблочко», русским танцем «Лето», молдавским «Жоком», «Старинной городской кадрилью»...
Меняются поколения зрителей, а интерес к этим творениям не пропадает. Особо трогательно, когда с нашими артистами на концерте танцуют дети, пришедшие с родителями.
– Помнится, Игорь Александрович родился в Киеве...
– ...И сделал для украинской хореографии столько, сколько не сделал никто!
– Не кажется ли вам, что его уникальный балет «Ночь на Лысой горе» особенно актуален для дня сегодняшнего?
– Как и всё вневременное наследие Игоря Александровича Моисеева!
Беседу вёл Виктор Терентьев, собкор «ЛГ», Сочи
Сюита молдавских танцев