Хореографы пока что полушёпотом, или «Перспектива» русского балета в показах молодых постановщиков
Фестиваль, подобный «Перспективе», смотр начинающих создателей танца будущего, напрашивался. Новое в нашем балете ищут все, но никто не знает толком, что искать. Театры из «взрослых» смотрят на Запад и реже – на Дальний Восток. Полустудийные исследуют отечественную флору. Которая время от времени пробуждается. Правда, не так, как хотелось бы новаторам.
Театр имени Наталии Сац оказался именно тем промежуточным институтом, который смог позволить себе роскошь «кастинга» юных хореодарований. Театр академический, но не взрослый. Как и претенденты на ангажемент, обещанный победителю в этом же музтеатре.
Одиннадцать персонажей в поисках профессиональных подмостков предложили двадцать один номер. Четыре имени были отмечены для второго тура. Очень немало! Но я сам себе суд, сам себе следствие. И безусловно, сам себе жюри. Поэтому, да простят мне участники, я буду говорить лишь о том, что понравилось мне лично. И о том, что не понравилось.
Погоня за новым хореографическим языком превратилась в гонку преследования. Где «лидером» был хороший вкус. Достичь его удалось немногим. Сочетание подчёркнуто актуальных элементов танца с академической традицией вызывало порой раздражение механистичностью соединения. Никто из сторонников балетного синкретизма не достиг органичности. Не хватило градуса, способного из меди и олова создать сплав с новыми свойствами. Удача сопутствовала тем, кто не стал экспериментировать. Кирилл Радев, Юрий Выскубенко, Елена Каминская и Светлана Кулдышева показали разное, общей была неразмытость и осмысленность работы.
Традиционность победила. Ввиду неявки соперника – оригинального и дерзкого способа двигаться по-новому.
И всё же нельзя не порадоваться, что среди финалистов оказался Кирилл Радев, получивший приз симпатий и в опросе побывавших на просмотре журналистов. Кирилл – прекрасный танцовщик вагановской школы, бывший премьер Имперского балета Гедиминаса Таранды. Теперь он интересный балетмейстер выучки Московской академии хореографии (педагог – Генрих Майоров). Можно говорить о вторичности его штудий, но вкус Кириллу не изменил ни в одном па. Да, этот балетмейстер лишён наглости в творчестве, но ведь и в жизни Кирилл – человек деликатный. И уж поверьте, этот парень доберётся до вершин Парнаса без нахрапа. Спорим?
Радев предложил два номера: мужской дуэт и женское трио. Юноши танцевали под Вивальди, и в танце явственно жили Венеция, дух карнавала и дальнее эхо комедии дель арте. Номер не получил резонанса, но мне показался замечательным по задумке и цельности.
Восторглись все радевским «девишником»: три ученицы выпускного класса академии были не просто самыми лучшими исполнительницами вечера. С лёгкостью, присущей совершенству юных тел, сформированных их педагогом, Ириной Сергеевной Прокофьевой, они показали, что можно извлечь из пятнадцатого прелюда Шопена, если умеешь слушать музыку.
Пусть квалифицированный зритель и напомнит Радеву об «Аполлоне Мусагете» Баланчина, а эксперт (не я) – о Касьяне Голейзовском, но ведь о Баланчине и Голейзовском, учиться у которых не грех!
Безупречный вкус, сдержанность в эмоциях, профессиональная искушённость и зрительская насмотренность – что ещё нужно для хорошего балета?
Радев будет делать хороший балет – надёжно укоренённый в русской традиции, вдумчивый к заимствованиям. Уже сегодня видно, что у Кирилла при очевидности влияний свой стиль. Который проявляется не столько в пространственно-композиционных разрешениях музыкально-эмоциональных коллизий, сколько в методе, способе мышления, взгляде вовне, в огромность пространства, и внутрь, в глубины себя. Эта симфония взглядов – главное, что заставляет думать о Кирилле как о нерядовом хореографе.
Что, однако, не исключает балетного счастья у остальных претендентов. Особенно среди названных.