Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Хореографы пока что полушёпотом

01 января 2007

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

Хореографы пока что полушёпотом, или «Перспектива» русского балета в показах молодых постановщиков

Габриэла Клементе, Юлия Кобзарь и Виктория Зиновьева в балетном номере Кирилла Радева «Шопен. Прелюд № 15»; фото:   Алексей БРАЖНИКОВФестиваль, подобный «Перспективе», смотр начинающих создателей танца будущего, напрашивался. Новое в нашем балете ищут все, но никто не знает толком, что искать. Театры из «взрослых» смотрят на Запад и реже – на Дальний Восток. Полустудийные исследуют отечественную флору. Которая время от времени пробуждается. Правда, не так, как хотелось бы новаторам. 

Театр имени Наталии Сац оказался именно тем промежуточным институтом, который смог позволить себе роскошь «кастинга» юных хореодарований. Театр академический, но не взрослый. Как и претенденты на ангажемент, обещанный победителю в этом же музтеатре. 

Одиннадцать персонажей в поисках профессиональных подмостков предложили двадцать один номер. Четыре имени были отмечены для второго тура. Очень немало! Но я сам себе суд, сам себе следствие. И безусловно, сам себе жюри. Поэтому, да простят мне участники, я буду говорить лишь о том, что понравилось мне лично. И о том, что не понравилось. 

Погоня за новым хореографическим языком превратилась в гонку преследования. Где «лидером» был хороший вкус. Достичь его удалось немногим. Сочетание подчёркнуто актуальных элементов танца с академической традицией вызывало порой раздражение механистичностью соединения. Никто из сторонников балетного синкретизма не достиг органичности. Не хватило градуса, способного из меди и олова создать сплав с новыми свойствами. Удача сопутствовала тем, кто не стал экспериментировать. Кирилл Радев, Юрий Выскубенко, Елена Каминская и Светлана Кулдышева показали разное, общей была неразмытость и осмысленность работы. 

Традиционность победила. Ввиду неявки соперника – оригинального и дерзкого способа двигаться по-новому. 

И всё же нельзя не порадоваться, что среди финалистов оказался Кирилл Радев, получивший приз симпатий и в опросе побывавших на просмотре журналистов. Кирилл – прекрасный танцовщик вагановской школы, бывший премьер Имперского балета Гедиминаса Таранды. Теперь он интересный балетмейстер выучки Московской академии хореографии (педагог – Генрих Майоров). Можно говорить о вторичности его штудий, но вкус Кириллу не изменил ни в одном па. Да, этот балетмейстер лишён наглости в творчестве, но ведь и в жизни Кирилл – человек деликатный. И уж поверьте, этот парень доберётся до вершин Парнаса без нахрапа. Спорим? 

Радев предложил два номера: мужской дуэт и женское трио. Юноши танцевали под Вивальди, и в танце явственно жили Венеция, дух карнавала и дальнее эхо комедии дель арте. Номер не получил резонанса, но мне показался замечательным по задумке и цельности. 

Восторглись все радевским «девишником»: три ученицы выпускного класса академии были не просто самыми лучшими исполнительницами вечера. С лёгкостью, присущей совершенству юных тел, сформированных их педагогом, Ириной Сергеевной Прокофьевой, они показали, что можно извлечь из пятнадцатого прелюда Шопена, если умеешь слушать музыку. 

Пусть квалифицированный зритель и напомнит Радеву об «Аполлоне Мусагете» Баланчина, а эксперт (не я) – о Касьяне Голейзовском, но ведь о Баланчине и Голейзовском, учиться у которых не грех! 

Безупречный вкус, сдержанность в эмоциях, профессиональная искушённость и зрительская насмотренность – что ещё нужно для хорошего балета? 

Радев будет делать хороший балет – надёжно укоренённый в русской традиции, вдумчивый к заимствованиям. Уже сегодня видно, что у Кирилла при очевидности влияний свой стиль. Который проявляется не столько в пространственно-композиционных разрешениях музыкально-эмоциональных коллизий, сколько в методе, способе мышления, взгляде вовне, в огромность пространства, и внутрь, в глубины себя. Эта симфония взглядов – главное, что заставляет думать о Кирилле как о нерядовом хореографе. 

Что, однако, не исключает балетного счастья у остальных претендентов. Особенно среди названных. 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS