Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Хороша, и дурна, и глупа, и умна

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Раиса Кирсанова. Павел Андреевич Федотов. Комментарий к живописному тексту. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 160 с.: ил.

Свои прикладные исследовательские заметки «на полях» хрестоматийных полотен автор начинает издалека, с важного культурологического зачина. Разъясняет нам, что есть в принципе научный комментарий, как он понимается научной мыслью, приводит образцовые примеры (Г. Шпет и «Посмертные записки Пиквикского клуба», Ю. Лотман и «Евгений Онегин» – на которые, надо полагать, предполагает держать равнение данная работа), подчёркивает принципиальные отличия комментирования просто текста и текста живописного.
А дабы с места в карьер погрузить нас в аромат более чем полуторавековой давности эпохи и заодно показать, сколь вообще-то это материя непростая, – дешифровка смыслов, ведущая к общей деконструкции замысла, и цитата соответствующая в запасе обнаруживается. Из «Северной пчелы» 1841 года, где анонимный журналист, рассуждая о неизбежных сложностях, с которыми столкнутся будущие толкователи современной ему литературы, приводит, в частности, такой «иронический» пассаж: в ответ на «хороша и дурна, умна и глупа» можно-де услышать «студент, артист, хорист и аферист». И здесь нам предлагается выслушать обстоятельный комментарий относительно того, что под словом «артист» в данном случае следует понимать исключительно парикмахера, но никак не актёра, однако при этом в книге нет ни слова о самом происхождении упомянутых «словесных рядов» – названиях знаменитых о ту пору водевилей Д. Ленского и Ф. Кони соответственно.
Можно было бы, наверное, вовсе не обращать никакого внимания на эту не ошибку даже, а так – лёгкую небрежность, если бы в ней, как в капле краски, не отразилась бы вся она, со всеми её яркими отличительными признаками и особенностями подхода.
Громадный объём серьёзно перелопаченной литературы – печатных источников, порой редчайших, иногда неожиданных, но при этом то и дело уводящих автора, а за ней и читателей куда-то в сторону. Совершенно блистательные наблюдения и тут же рядом – пассажи, научная ценность которых как минимум спорна.
В том, что касается описания (и анализа) одежды, тканей, драпировок, Раисе Кирсановой, крупнейшему специалисту в области истории костюма, автору многих трудов на сей предмет сегодня, вероятно, равных нет. Чего стоит одно только маленькое замечание о том, что «декольтированные наряды исключали ношение нательного (крестильного) креста», – немаловажный скрытый упрёк нашим кинодеятелям. Но в этой же главке глаз спотыкается о такую, к примеру, фразу: «Ни один светильник не зажжён, и это свидетельствует о том, что действие происходит в середине дня…»
Явным образом недостаёт книге, вышедшей в серии «Очерки визуальности», самой этой визуальности: репродукции комментируемых картин на вкладке мало того что чёрно-белые и довольно нечёткие, так к тому же обидно немногочисленны. И странного вида обложка положения дел – увы! – не спасает. 

А. В.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS