Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Хороша, и дурна, и глупа, и умна

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Раиса Кирсанова. Павел Андреевич Федотов. Комментарий к живописному тексту. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 160 с.: ил.

Свои прикладные исследовательские заметки «на полях» хрестоматийных полотен автор начинает издалека, с важного культурологического зачина. Разъясняет нам, что есть в принципе научный комментарий, как он понимается научной мыслью, приводит образцовые примеры (Г. Шпет и «Посмертные записки Пиквикского клуба», Ю. Лотман и «Евгений Онегин» – на которые, надо полагать, предполагает держать равнение данная работа), подчёркивает принципиальные отличия комментирования просто текста и текста живописного.
А дабы с места в карьер погрузить нас в аромат более чем полуторавековой давности эпохи и заодно показать, сколь вообще-то это материя непростая, – дешифровка смыслов, ведущая к общей деконструкции замысла, и цитата соответствующая в запасе обнаруживается. Из «Северной пчелы» 1841 года, где анонимный журналист, рассуждая о неизбежных сложностях, с которыми столкнутся будущие толкователи современной ему литературы, приводит, в частности, такой «иронический» пассаж: в ответ на «хороша и дурна, умна и глупа» можно-де услышать «студент, артист, хорист и аферист». И здесь нам предлагается выслушать обстоятельный комментарий относительно того, что под словом «артист» в данном случае следует понимать исключительно парикмахера, но никак не актёра, однако при этом в книге нет ни слова о самом происхождении упомянутых «словесных рядов» – названиях знаменитых о ту пору водевилей Д. Ленского и Ф. Кони соответственно.
Можно было бы, наверное, вовсе не обращать никакого внимания на эту не ошибку даже, а так – лёгкую небрежность, если бы в ней, как в капле краски, не отразилась бы вся она, со всеми её яркими отличительными признаками и особенностями подхода.
Громадный объём серьёзно перелопаченной литературы – печатных источников, порой редчайших, иногда неожиданных, но при этом то и дело уводящих автора, а за ней и читателей куда-то в сторону. Совершенно блистательные наблюдения и тут же рядом – пассажи, научная ценность которых как минимум спорна.
В том, что касается описания (и анализа) одежды, тканей, драпировок, Раисе Кирсановой, крупнейшему специалисту в области истории костюма, автору многих трудов на сей предмет сегодня, вероятно, равных нет. Чего стоит одно только маленькое замечание о том, что «декольтированные наряды исключали ношение нательного (крестильного) креста», – немаловажный скрытый упрёк нашим кинодеятелям. Но в этой же главке глаз спотыкается о такую, к примеру, фразу: «Ни один светильник не зажжён, и это свидетельствует о том, что действие происходит в середине дня…»
Явным образом недостаёт книге, вышедшей в серии «Очерки визуальности», самой этой визуальности: репродукции комментируемых картин на вкладке мало того что чёрно-белые и довольно нечёткие, так к тому же обидно немногочисленны. И странного вида обложка положения дел – увы! – не спасает. 

А. В.


Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты