Начинается это погружение в историю с нескольких графических листов – изображения фамильного древа, герба рода и усадебных родовых домов рассказывают о большой семье, в которой появился на свет классик русской литературы. На всём пространстве экспозиции рассредоточены многочисленные прижизненные портреты, выполненные в различных техниках, – предки поэта, близкий круг его современников, он сам с раннего детства и до конца жизни.
Дар незаурядного художника демонстрируют рукописные альбомы с рисунками и автографами и живописные пейзажи Лермонтова, написанные под впечатлением от видов Кавказа. Оригиналы – Юнкерский дневник Лермонтова 1832–1834 гг. с 245-ю рисунками и записная книжка декабриста А.И. Одоевского, с которым поэт подружился в кавказской ссылке, – выставлены в витрине, а мультимедийные столы дают посетителям возможность полистать эти альбомы! Дорожная шкатулка, сафьяновые чувяки и серебряная ложечка – личные вещи поэта, побывавшие с ним во многих путешествиях. Исследователи подсчитали, что за свою короткую жизнь поэт провёл в дороге целый год! Москва, Тарханы, подмосковное Середниково, Петербург, Тамань, Тифлис, Пятигорск...
Небольшой, но отдельный зал посвящён стихотворению «На смерть поэта», где среди экспонатов есть самые первые, включая авторский, списки знаменитого произведения, которое, при всём трагизме повода к его созданию, явило России достойного преемника великого Пушкина. Представлены также редкие документы – два секретных военно-судебных доклада по Делу расследования обстоятельств дуэлей поручика Лермонтова: в 1840 году поединок с де Барантом, и роковой 15 июля 1841-го – с Н.С. Мартыновым, оборвавшим жизнь 27-летнего поэта…
Эти реликвии и множество других предметов выставляются впервые (раньше они были доступны узкому кругу специалистов), а потому являются основными акцентами экспозиции. Хронологическое её построение позволяет зрителю сопоставить каждый из эпизодов жизни поэта с соответствующим художественным и документальным материалом: портреты участников событий, деловая и частная переписка, видовая живопись и графика того времени, рукописи и прижизненные публикации произведений Лермонтова, предметы и костюмы эпохи, мемориальные вещи…
В одной из центральных витрин представлены личные вещи М.Ю. Лермонтова – дорожная шкатулка, кавказские туфли-чувяки, серебряная ложечка |
Большой раздел рассказывает о мемориальных музеях М.Ю. Лермонтова, существующих в разных российских городах. Влияние Лермонтова прослеживается дальше – в историческом времени и культурной наследственности, в разных видах искусства. Несколько залов мезонина усадебного дома на Пречистенке отведено полуторавековой жизни в музыке, живописи и графике, в театре и кино героев лермонтовских произведений.
К творчеству и личности поэта в XIX–ХХ вв. обращались многие художники, среди них: Зичи, Гагарин, Верещагин, В.Васнецов, Репин, Замирайло, Кустодиев, Добужинский, Петров-Водкин, Судейкин, Тырса, Л. Пастернак… Одно из последних приобретений ГМП, дар российского философа, поэта, публициста, главы русских антропософов во Всемирном антропософском обществе, внука композитора С. Прокофьева – неизвестный ранее рисунок Михаила Врубеля, входивший в серию иллюстраций к поэме «Демон» (1890–1900), созданную для юбилейного издания собрания сочинений М.Ю. Лермонтова к 50-летию гибели поэта. Работы этих и многих других художников представлены на выставке, и сотни новых произведений продолжают создаваться уже в XXI веке. Следует в этой связи отметить и автора художественного проекта экспозиции, заслуженного художника РФ Александра Конова.
Не оставались в стороне и композиторы, режиссёры, актёры. На выставке можно услышать и увидеть редкие аудио- и видеозаписи из спектаклей, фильмов и концертных программ, эскизы декораций и костюмов для театра и кино, сами костюмы, сценарные планы, фотографии, премьерные афиши, демонстрирующиеся на больших экранах фрагменты кинофильмов разных лет… В числе примеров взаимодействия искусств на основе лермонтовских произведений – опера Артура Рубинштейна «Демон» в Мариинском театре, постановку которой в 1902-м оформлял Константин Коровин вместе с Александром Головиным. Через два года Коровин выполнил новый вариант костюмов и декораций к тому же «Демону», но уже для Большого театра, где заглавную партию пел Фёдор Шаляпин. Художник и певец стремились воплотить на сцене образ Демона, созданный непревзойдённым Врубелем. Декорации погибли во время пожара в 1914-м, но в том же году Коровин их восстановил. Костюм Шаляпина из тюля сложной драпировки антрацитового цвета представлен музеем ГАБТа. Из собрания ВМОМК им. М.И. Глинки – легендарная постановка 1917 г. пьесы «Маскарад» в Александринском театре. Премьера этого спектакля Всеволода Мейерхольда с декорациями и костюмами А. Головина и музыкой А. Глазунова состоялась в день начала Февральской революции…
Госфильмофонд России участвует в проекте рядом кинолент. Самая первая экранизация «Героя нашего времени» снята В. Барским в 1927-м: чёрно-белый немой фильм «Максим Максимович (Бэла. Фаталист)», в роли Печорина – Н. Прозоровский, а Максима Максимовича – Л. Оболенский. Знаменитая картина С. Герасимова «Маскарад» с Н. Мордвиновым и Т. Макаровой вышла к 100-летию гибели поэта, в трагическом 1941-м. Фильм А. Гендельштейна «Лермонтов» из-за войны опоздал к юбилейной дате и вышел на экраны страны в 1943 г. Сценарий для него написал К. Паустовский, музыку – С. Прокофьев, в роли Лермонтова – А. Консовский.
В 1955-м И. Анненский экранизировал «Княжну Мери», а в 1987-м Н. Бурляев снова обратился к биографическому жанру в фильме «Лермонтов», где выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель заглавной роли. Работа продолжалась шесть лет, в съёмках было занято 5000 человек, среди них только актёров – 185 человек!..
Богатейшее многообразие экспонатов не только достойно отмечает 200-летие поэта, но и отражает то грандиозное значение бесценного дара Михаила Юрьевича Лермонтова, который он щедро преподнёс нашей национальной культуре.
Выставка работает до 10 декабря