Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 августа 2023 г.
Культура

Хорошие, весёлые люди, ау!

Шлите артиста с лицом Масохи…

09 августа 2023
Карандаш – настоящий! Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина, народный артист СССР М.Н. Румянцев (1901–1983) / Лев Великжанин / РИА НОВОСТИ

Когда я в детстве посещал цирк, для меня открывали правительственную ложу. А посещал я цирк тогда, когда выступал Карандаш. Мог смотреть бессчётно, как примерно товарищ Сталин «Дни Турбиных». Были уже у меня свои художественные пристрастия.

Сижу я, значит, в правительственной ложе – а на арену выбегает… да нет, всё вроде бы на месте: безразмерные штаны, шляпка, приплюснутая, будто на ней сидели, даже собака Клякса… А только… «Это не Карандаш! – драматически констатировал я, обращаясь к администратору, который тоже присутствовал в ложе. – Куда вы Карандаша девали?»

Ребёнок, конечно, однако из ложи. Мало ли что.

– Понимаешь, Костя, – начал сбивчиво объяснять администратор, – так получилось, решили попробовать…

В общем, выяснилось, что Карандаш не смог участвовать в представлении (кажется, заболел), и решили (не срывать же показ, детский утренник) – решили выпустить дублёра, который, оказывается, на всякий случай существовал. И ладно бы всё, но ребёнок – из ложи…

Я выразил администратору своё художественное разочарование, но не делиться им более ни с кем у меня ума хватило.

А для себя аккурат тогда усвоил существенный жизненный урок: двух Карандашей не бывает.

***

Ещё из дебрей памяти.

Телеграмма съёмочной группы на «Мосфильм»: «Срочно шлите артиста с лицом Масохи, но не Масоху» .

Сегодня трудно понять, какой творческий кульбит имелся при этом в виду.

***

Варшава той поры, когда Ярузельский, по сути, добровольно отказался от власти. Страна готовилась к выборам президента, я, будучи в очередной польской командировке, смотрю телевизионные дебаты вместе с давним польским коллегой, пережившим и «Солидарность», и военное положение. Коллега – вдруг:

– Эх, нам бы такого, как Ярузельский!

– Так в чём проблема? Вот же он, живой и здоровый.

– Нет, нет, только не Ярузельского…

Сегодня слышу со всех сторон: «Эх, нам бы сейчас такого, как Сталин». И не всегда с добавлением: «Только не Сталина».

Господи, так чего же, в конце концов, надо этому капризному человечеству? Когда оно наконец угомонится?

***

Тут недавно известный артист обстоятельно и долго рассказывал про своего кота, которого подобрал на улице и который теперь питается исключительно свежими крабами и креветками. Встык с этим телесюжетом – другой, донбасский, где снаряды взрываются в очередях за хлебом и питьевой водой.

Ну да, разные каналы, стык получился случайно. И всё-таки… всё-таки любить котов и даже кормить их по рублёвским нормам не возбраняется никому, но о сохранении человеческого облика, твоего, личного, тоже иногда думать надо.

***

Надо… Только ведь и рейтинг – надо…

А тут просочилась информация, будто коту рейтинг до лампочки, а крабы надоели смертельно. Цензуру, что ли, обратно ввести, чтобы не ставить кота в неловкое положение? А впрочем, существует общественный регулятор, по сравнению с запретами несравненно более надёжный и верный. Это когда и цинику из циников, и болвану из болванов должно быть ясно: не перевелись ещё люди поблизости – да вон он, идёт по другую сторону улицы, – в присутствии которых – нельзя. У него ни власти, ни полномочий, а вот нельзя – и всё.

Или «нету их – и всё разрешено?».

Мысль не новая, только вот со старыми бы разобраться.

***

Помните – у Ильфа и Петрова: «Холодные яйца всмятку – еда очень невкусная, и хороший, весёлый человек никогда не станет их есть».

Печально, что холодные телевизионные яйца всмятку не только варятся, но и вкушаются.

***

Так будет ли продаваться галкинско-пугачёвский замок в деревне Грязь? И почём? Проблема звучания общероссийского. Можно сказать – личное дело каждого.

И как там у Прохора Шаляпина – с его похождениями в обществе пожилых красавиц шоу-бизнеса? Давно не обсуждали… Ах, будет? Сейчас? На каком канале?

По аллеям центрального парка

С пионером гуляла вдова.

Пионера вдове стало жалко,

И вдова пионеру…

Ну и т.д.


Песенка из пионерского детства, исполнялась в школьных туалетах. А нынче можно бы и во весь голос, по телевизору, – почему нет? Сам Прохор бы и спел. Примите рекомендацию.

***

Сколько себя помню, в магазинах, ресторанах, всяческих мастерских обвешивали, подсовывали, обманывали. Когда продавец, официант ли попадались на мелком жульничестве, им задавали вопрос: «Совесть-то у тебя есть?» Вариантов ответа было множество, цензурных и нецензурных, но вопрос по крайней мере звучал.

Когда в последний раз в каждодневном обиходе вам доводилось услышать слово «совесть»? Ушло слово из каждодневного обихода.

***

Два интеллигента в очках наблюдают сцену, разыгравшуюся между сильно поддавшими тётками в продовольственном супермаркете и выстроенную по принципу «кто кого перематерит».

ПЕРВЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ: Но это ужасно. Надо что-то делать… что-то делать.

ВТОРОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ: В лингвистические полемики такого рода не вмешиваюсь и вам, коллега, не советую. Можно и по очкам получить. Как-то будет неловко, от дамы.

Всё чаще встречаю людей, для которых хамство – не взрыв бесконтрольных эмоций, а норма существования, образ жизни. Обыденность. Атмосфера. Воздух.

Хамить – как дышать.

Так что без шума – на выход. А то ведь и вправду – по очкам.

***

За что ценю разного рода механические голоса и автоответчики, так это за неизменную вежливость. Правда, после целого дня общения с ними так хочется иногда услышать человеческий голос. Что-то живое. Пусть хотя бы и матерное.

В театр, что ли, пойти. Там этого добра нынче навалом.

***

Из застольного рассказа драматурга Валентина Ежова («Белое солнце пустыни» (Госпремия России), «Баллада о солдате» (Ленинская премия).

– Только что вышла «Баллада…», сидим в ресторане ЦДЛ. Трое молодых, но уже широко известных поэтов и я, принятый в их компанию. Разговор на тему «Мы лучшие поэты России». В какой-то момент Володя (имена, кроме Ежова, условные. – К.Щ.) со словами «Ребята, мне пора» поднимается и уходит. Короткое молчание – и реплика Серёжи: «Хороший мужик Володя… Но поэт – между нами – говно».

Ещё полчаса застолья, Серёжа вспоминает, что у него дела. Вслед ему реплика Игоря: «Вот такой Серёжа мужик, – показывает большой палец. – А поэт… ну, не говно, а так себе».

Ещё пара рюмок, и вдруг слышу реплику, обращённую к Игорю: «А я раньше тебя не уйду, хоть тресни».

Кто же её произнёс? Да это я произнёс, – завершает Ежов.

***

Хорошие, весёлые люди, ау!

***

Слава богу!

Ведь всё, что было,

Всё, что было, – было со мною.

И война меня не убила,

Не убила пулей шальною.

Не по крови и не по гною

Я судил о нашей эпохе.

Все, что было, – было со мною,

А иным доставались крохи!

Я судил по людям, по душам,

И по правде, и по замаху.

Мы хотели, чтоб было лучше,

Потому и не знали страху.

Потому пробитое знамя

С каждым годом для нас дороже.

Хорошо, что случилось с нами,

А не с теми, кто помоложе.

                            Давид Самойлов


***

Поколение, родившееся на рубеже 20–30-х годов прошлого века, поколение Аксёнова. Рождественского, Евтушенко, Ульянова, Ефремова, Захарова, Фоменко…

Они не успели на Великую Отечественную войну – и не дожили до нынешней. А ведь оно у нас такое, пожалуй, единственное, кого миновали большие войны. Единственное поколение – на весь двадцатый век с четвертью.

***

«Встреча на Эльбе», «Русский вопрос» – пропагандистские фильмы, снятые не кем-нибудь – Григорием Александровым, Михаилом Роммом в конце сороковых годов прошлого века. Пересмотрите. Впечатляет. Выходит – классика? На все времена?

Что ещё вспомнить? Может, сталинскую «Клятву» Михаила Чиаурели? Мастер, сегодня таких нету. В любом контексте не потеряется. В круговороте контекстов.

***

Так что же, воспитаем нового Чиаурели? Боюсь только, получится – с лицом Масохи, но не Масоха.

О Карандаше я уж не говорю.

***

Рядовой Копёшкин из рассказа Евгения Носова «Красное вино Победы» умер от ран в военном госпитале девятого мая 1945 года. Оставил вдову и троих детей. Мой отец, генерал-полковник Александр Щербаков, умер от остановки сердца 10 мая 1945 года, превысив за четыре года войны и один день Победы все доступные человеку возможности, душевные и физические. Ему тогда и сорока четырёх не исполнилось.

Лица, которые ни с какими другими не спутать.

***

 Чуть что – она вздымается опять

Во всей своей жестокости нетленной.

«Будь проклята!» – мне хочется кричать.

Но я шепчу ей: «Будь благословенна».


Это поэт-блокадник Юрий Воронов – о ленинградской блокадной зиме.

И нам с ними жить дальше – с теми благословенными зимами. Жить дальше и думать о тех, кто помоложе.

Тэги: Цирк
Обсудить в группе Telegram

Константин Щербаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS