„Большие деньги“ на Первом обернулись „Хождением по мукам“ на НТВ
Казалось бы, ничего общего между этими двумя сериалами нет, разве что оба показывали примерно в одно время. Жанр, время действия, манера актёрской игры, режиссёрский почерк, стилистика – абсолютно разные. Объединяет то, что в них есть нечто доселе небывалое, кричаще новое для российского экрана – революционное.
Под знаменем троцкизма-цекализма
О революционности байопика «Троцкий», в котором биография героя намеренно кардинально перелопачена, говорили не только мы, говорили все. Наследником Парвуса и Троцкого, приверженцем перманентной революции на ТВ явился милый, смешной, иногда очень даже трогательный персонаж «Большой разницы» и «Прожекторперисхилтона» Александр Цекало. Он не только талантливый комик, он ещё и выдающийся продюсер. Причём не только «Троцкого», но и многих других р-революционных проектов. Вспомним «Метод», в котором Константин Хабенский замечательно сыграл следователя, который может поймать всех маньяков, потому что он сам маньяк. И недавний фильм ужасов «Гоголь. Начало», в котором осуществлена революционно наглая нарезка из биографии великого писателя и его произведений. Если с Николаем Васильевичем можно так обращаться, то почему нельзя со Львом Давыдовичем и со всей русской историей?
Мы обижаемся, когда иностранцы глумятся над нашими святынями, фальсифицируют историю, а сами? Сериал «Троцкий» так ударил по мозгам телезрителей (после оглушительного начала рейтинг, кстати, падал от серии к серии), что от следующего революционного продукта Первого канала («Крылья империи») публика дружно отвернулась – руководство вынуждено было оборвать показ и заменить его современной криминальной мелодрамой «Большие деньги».
Сделан этот сериал два года назад, а показан только сейчас. Почему? Мы дозрели? Время приспело? В чём его революционность?
Нет, не в том, что «Большие деньги» (режиссёр Марк Горобец) сняты очень профессионально и стильно. Такое редко, но бывает – актёрский ансамбль прекрасный. Ян Цапник, Агриппина Стеклова, Александр Яцко играют обаятельно и убедительно, герои их (в отличие от «Троцкого») – живые, сегодняшние, им сочувствуешь. И следователю, который ловит фальшивомонетчиков, и, собственно, фальшивомонетчикам. И их детям, и жёнам. Очень хорошая, душевная атмосфера. Смотришь на героев и радуешься: какие же хорошие люди. Особенно друг следователя, эксперт-криминалист, которого замечательно играет Сергей Пускепалис. Этот актёр за последние годы стал главным открытием в сериальном кинематографе – воплощением мужественности, надёжности, верности. Положительности.
Но играет-то он предателя, оборотня в погонах. Крысу, которая, чтобы «заработать» много денег, идёт на сотрудничество с бандитами, отмазывает преступников и сам придумывает гениальные мошеннические схемы, чтобы безнаказанно менять фальшивые деньги на настоящие. Такой вот положительный герой.
Да, он был вынужден, припёрт к стенке обстоятельствами: деньги на квартиру сыну пропали при ограблении банка, а сын был тяжело ранен, и на лечение нужны большие деньги. И герой идёт на изготовление и сбыт фальшивых купюр, что, между нами говоря, – тягчайшее преступление. И разворачивается на славу. Круче, чем друзья Оушена.
И невольно думаешь: нет, конечно, нарушать закон нехорошо, но когда очень нужны деньги, то, в общем, можно. Особенно, если ты такой обаятельный, умный и добрый, как Пускепалис. Жизнь-то страшная, кругом несправедливость, а если ты честный мент, то имеешь полное моральное право немного (и даже очень много) отжать у банкиров-нуворишей. И друг-следователь, которого ты предаёшь, войдёт в положение и в конце концов простит, потому что понимает, что такова жизнь. И рейтинг у сериала отличный.
Вот вам и борьба с коррупцией. Поневоле войдёшь в положение полковника Захарченко: наверняка у него были какие-то непреодолимые обстоятельства (жена пилила, дети болели, начальство ругало), и он не мог не наполнить квартиру штабелями денег, которых, кстати, никто до сих пор не хватился. Жаль его. И проворовавшихся губернаторов, и министров, и директоров театров, и всех других, которые, конечно же, не могли иначе, а их зачем-то посадили под арест. Сажать надо мерзких нищебродов, а если ты достойный человек на достойной должности, то…
Ну разве не революция в жанре полицейского сериала?
Муки рейтинга
Революционно сделан и сериал о революции на НТВ. Классическое «Хождение по мукам» с первых серий заставило волноваться и бунтовать зрительские массы – «низы» не захотели смотреть интерпретацию романа Алексея Толстого, которую предоставили «верхи»: продюсер Тимур Вайнштейн, режиссёр Константин Худяков и сценаристка Елена Райская.
Впрочем, когда в 1977 году вышел сериал Василия Ордынского, тогдашние «низы» тоже не принимали красавиц Ирину Алфёрову и Светлану Пенкину, а также Михаила Ножкина и Юрия Соломина, ностальгически вспоминая ослепительную Руфину Нифонтову и великолепных Нину Веселовскую, Николая Гриценко и Вадима Медведева в экранизации Григория Рошаля 1957 года. Но атака на Юлию Снигирь, Анну Чиповскую, Павла Трубинера и Леонида Бичевина сейчас гораздо яростней, хотя артисты они хорошие и ни в чём не виноваты. В распределении ролей – половина успеха. Или неуспеха. Это решение режиссёра, сейчас же чаще последнее слово за продюсером. Главное, чего нет в сериале, кроме красоты сестёр Булавиных, – это человеческой крупности.
Как современно звучат слова Толстого о предреволюционной атмосфере в Питере: «То было время, когда любовь, чувства и добрые, и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности… Девушки скрывали свою невинность, супруги – верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утончённости. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными».
Провинциалки, выросшие на главной русской реке, Катя и Даша хоть и поддаются соблазнам Серебряного века, но борются, не сдаются, сохраняют свою душу в революционной буре. В русской литературе они продолжательницы линии пушкинских сестёр Лариных и трёх сестёр Чехова – не только красивы внешне, у них красивая душа. Но создателям сериала всё это не так важно, как внешняя напряжённость действия и прочая движуха, потому – такой неряшливый клиповый монтаж – тоже парад аттракционов, чтобы жующий попкорн зритель не отрывался от экрана. Потому, наверное, – и вот в чём перманентная революционность этого «хождения» – за Толстого дописываются целые сцены!
Каким здесь предстаёт поэт Алексей Бессонов, прототипом которого, как многие полагают, был великий Блок? Мало того что эту роль дали до обидного мало подходящему к ней Антону Шагину (в предыдущих версиях Бессонова играли статные красавцы Владлен Давыдов и Михаил Козаков), поэту, убитому в 16-м году, придумали дополнительную нелепую жизнь жалкого дезертира с декалитрами алкоголя в шалаше, а потом роман с прелестной хохлушкой, которую убивает муж, пришедший с фронта. Зачем к судьбе Жадова приписали целую криминальную линию, а Рощину – службу в советской милиции? Современный успешный сериал не может быть без бандитской составляющей? Зачем додумали, что Даша ушла от Телегина, потому что он-де виноват в её преждевременных родах и смерти младенца? Для того чтобы было интересней, понятней? Для рейтинга?
Не шли за автором, а хотели его улучшить – мы ведь знаем, что стало с идеалами Октября, а он-то не дожил до коллективного прозрения. Ну Алексей Николаевич и отомстил – рейтинг ниже низкого.
В сериале есть несомненные актёрские удачи. Хороши Алексей Колган в роли Смоковникова и Светлана Ходченкова (Лиза Расторгуева), порадовала в эпизоде Наталья Егорова, замечателен Сергей Колтаков в образе Булавина. На их фоне главные герои выглядят бледновато… Впрочем, это впечатления от десяти серий, посмотрим, как создатели «исправят» заключительные страницы революционной эпопеи «красного графа».