Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2024 г.
  4. № 32 (6946) (14.08.2024)
Библиосфера Культура

Хождения по городу

Из будущей книги о Глебе Богомолове

16 августа 2024

Эдуард Кочергин

Последние два десятка лет соратник Г.А. Товстоногова главный художник Большого драматического театра (вот уже на протяжении более полувека) Эдуард Степанович Кочергин успешно выступает как литератор. После полюбившегося публике и критикам сборника рассказов «Ангелова кукла», вышедшего в 2003 году, последовали «Крещённые крестами», «Записки планшетной крысы», «Россия, кто здесь крайний?», «Дети моста Лейтенанта Шмидта» и другие книги, переведённые на иностранные языки и удостоенные престижных литературных премий.

Излюбленный жанр писателя Э.С. Кочергина – невыдуманные рассказы о прошлом. Вот и книга, над которой он работает сейчас, – жизнеописание его друга, Глеба Сергеевича Богомолова (1933–2016) — художника-нонконформиста, одного из ярчайших представителей ленинградского андеграунда 1960–1970–2000-х, чьи работы представлены в музеях мира и многих частных собраниях, человека весьма непростой судьбы.

Характер и биографию Богомолова во многом определило его происхождение. Потомок старообрядцев, он был человеком строгих правил – в искусстве и жизни, отличался редким прямодушием, принципиальностью, верностью своей философии и предназначению.

Понятно, что небольшой фрагмент из будущей книги, публикуемый сегодня, не даёт адекватного представления о всей масштабности и сложности фигуры Глеба Богомолова – для этого нужно ознакомиться с текстом Э.С. Кочергина целиком, но, возможно, читателю жизнеописания художника будет любопытно, из каких наблюдений за миром, из какого жизненного материала возникли его работы.

К середине 50-х годов город наш уже восстановили после блокады и войны. По нему приятно стало ходить-бродить, тем более с познавательными целями – изучать его насельников или оставленные ими следы в различных городских районах и околотках.

В семье Богомоловых от знаменитых купеческих предков питерского разлива сохранилась большая карта города конца XIX века, напечатанная в типографии и наклеенная на тонкую марлевую ткань, ловко сложенная в прямоугольную стопку и упакованная в кожаную офицерскую планшетку для ношения на ремне через плечо. Со временем края прямоугольных частей карты от усиленной эксплуатации на сгибах стёрлись и почти вся пачка распалась на отдельные страницы. Их отец Глеба в своё время пронумеровал, что для наших хождений по городу получилось гораздо удобнее. Эта семейная реликвия в наших путешествиях стала главным руководством. Не помню её настоящий масштаб, но вроде 1:400, во всяком случае, подходящий для наших познавательных затей. Карта исполнена была в технике гравюры с лёгкой подкраской акварелью. Самое замечательное в ней было то, что кроме проспектов, улиц, рек, каналов, статусных зданий оказались обозначены и дворы городских домов, проходы в них с улицы на улицу, то есть на местной фене – все городские проходняги.

Мы с Глебом благодаря наследственной карте обошли весь центр Питера с его основными островами и собственными ногами ощутили, что обиталище его жителей находится на множестве островов. Я не буду рассказывать обо всех открытиях в тех ознакомительных путешествиях. Это бы заняло отдельную книгу. Остановлюсь только на Васильевском острове – малой родине моего друга Богомолова.

Васильевский остров после Петроградских островов сразу стал осваиваться петровской формацией русских людишек и иностранных искателей счастья. Сильно заболоченные земли пришлось осушить, и для этого вырыли множество каналов, параллельных друг другу. По сторонам каналов возникли линии домов, каждая из которых имела свой номер. Спустя десятилетия, осушив землю, каналы закопали, а линии с нумерациями каналов остались как воспоминания о прошлом. Дворы домов специально строились проходными для удобства передвижения местных жителей не только вдоль острова, но и поперёк. Три длинные, поперечные линиям магистрали: Большой проспект, Средний проспект и проспект Малый – практически пересекали основную часть острова и делили линии на три отрезка. Проходные дворы, соединявшие дома линий изнутри, создавали возможность лёгкого общения местных жителей друг с другом. <...>

Почти все дома и их дворы на линиях были проходными. Можно было без труда, по проходнягам, пересекая линии поперёк, пройти от первой до двадцать пятой линии. <...>

В хождениях по островным местам меня и Глеба более всего интересовали стенные надписи, оставшиеся от островных людей. Эти граффити характеризовали как самих проживающих, так и время, являлись реакцией на происходящие события житухи поселенцев. Это был, в конце концов, естественный местный фольклор, в каждом районе города отличавшийся своими особенностями. Мы с Богомоловым только на Васильевском острове записали более 200 «фольков» различных времён. Приведу несколько примеров поадресно.

1950-е годы. Васильевский остров. Средний проспект

Самая древняя василеостровская надпись, на стене старой прачечной, между 1-й и 2-й линиями дома 12, – цитата императрицы: «Я одна шью, а все остальные порют! Екатерина II».

«Настала пора перебрать людишек. Иван Грозный» (5-я линия, двор дома 30).

«Не мужик он, а какая-то маргаритка» (начало Среднего проспекта).

«Живем вперёд, а движемся назад» (начало 2-й линии).

«Гулкие зыки в глухие времена» (3-я и 4-я линии – в проходняге).

«На свете всё коловратно» (ул. Репина, бывший Соловьёвский переулок, дом 4).

«Живёт и меньшее лучше большего» (5-я линия, Дом Шишкина).

«Как живёте, молодцы, огольцы, так и живём – свой ус жуём, слюни глотаем, мечтой запиваем!» (2-я линия).

«Надобно знать, что революционным матросам особенно нравится дворцовый коньяк Мартель» (1-я линия, 1-й дом).

«Ох, яблочко, сбоку зелено, нам не надо царя, надо Ленина» (3-я линия).

«Царь посеял пашеницу, а царица виноград, царь пропил всея Россию, а царица Петроград» (3-я линия, дом 11, двор).

«Самолёт летит, всё колых-колых, на земле внизу всё кердых-мирдых» (8-я линия, дом 23). <...>

Перечень этих фольклорных стенописей можно продолжить, но лучше издать отдельную публикацию вместе с родовой картой Богомоловых.

Не буду утомлять читателя всеми сведениями, которые мы получили в результате хождения по Васильевскому. Скажу только о том, что исчезло или изменилось со времён наших путешествий.

Остров наш расположен между Большой Невой и Малой. По набережной Большой Невы, во дворце Алексашки Меншикова, возник очень приличный музей материальной культуры петровского времени. Далее, по набережной по течению Невы восстановлен замечательный храм – церковь Успения Пресвятой Богородицы архитектора Василия Косякова, подворье Оптиной пустыни.

По Малой Неве, на Тучковой набережной, особенно ничего нового не появилось, зато исчезли, к сожалению, рыбные магазины-баржи, у причалов Тучковой набережной, недалеко от одноимённого моста, торговавшие свежей рыбой, выловленной на Неве и в Финском заливе и очень популярные у опущенного люда из-за доступной цены и свежести товара. Тучков мост между Васильевским островом и Петроградской стороной, бывший со времён строителя его, купца Тучкова, деревянным, стал современной инженерно-строительной конструкцией.

На Смоленском кладбище отреставрировали и открыли для верующих церковь Ксении Блаженной в честь юродствовавшей святой, хранительницы нашего города.

К большому сожалению, уже в теперешние времена ликвидировали Рыбацкую гавань, построенную в восемнадцатом столетии, ставшую при советской власти рыболовецким колхозом, который работал в невских водах и в Финском заливе. На месте этого полезного заведения, существовавшего со времён русского классицизма до советского времени, теперь возвели отвратительно-грандиозную фигню.

Это существовавшее множество лет внутри города рыболовецкое заведение во время блокады спасло множество блокадников от голодной смерти, в том числе и семью «островитян» Богомоловых. Грех было ликвидировать колхоз, следовало оставить и сделать памятным местом рыбакам города, которые своим трудом кормили городских дистрофиков. Они в своих смолённых лодках-куварах* ловили спасительную рыбу под Дворцовым мостом, почти напротив Зимнего дворца, с помощью сетей, которые потом сушили и чинили во дворе дома, подле двухэтажной конторы, возведённой ещё при Екатерине Второй на третьей линии Васильевского острова. Среди развешенных сетей были и сети работы василеостровского цыгана Гаврилы Гавриловича, отца нашего знаменитого петербургского макетчика Михаила Николаева, родившегося тут же, в Волховском переулке.

*Кувара - большая, широкая рабочая лодка, приспособленная для сетевой ловли рыбы. Кроме рыбы, на ней в деревнях Русского Севера возили сено. 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сибирский ковчег. Спасти и сохранить – Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета.

    06.06.2025
  • В 1945-м о хорах думали всерьёз

    06.06.2025
  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Привык к Товстоногову

    05.06.2025
  • Правда войны и правда о войне

    04.06.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS