Нет, это не шутка. Это цитата из школьного сочинения по «Мёртвым душам». Ну не понимают нынешние отроки, как можно в беседке размышлять. Зачем? Вот возбуждаться уединённо – это другое дело.
«У Троекурова, – читаю в другом сочинении, – было много денег, крестьяне, девки под запором, род, связи. Ел и пил он алкоголь без перерыва. Крестьяне уважали барина за финансовое благополучие». «Один из героев Антона Павловича Чехова, – продолжают другие неучи, – заболевая гриппом, чихнул в затылок авторитетному бюрократу»; «Дворовые Троекурова устраивали разборки с соседями, надеясь, что барин с ними конкретно разберётся»; «Пьеса Островского «Беспроданница»»; «Всех русских писателей так или иначе вытравливали, но они не прогибались перед системой…».
Вы скажете: «Ну это пишут школьники, у них ещё есть время исправить свой русский язык…» Нет времени. На факультете журналистики недавно провели для студентов первого курса двухстраничный диктант. Недавний абитуриент, поступивший в университет со ста баллами по русскому языку, сделал 23 ошибки; первокурсник с 58 «егэшными» баллами – 41 ошибку! Один будущий «мастер слова» написал простейшее словосочетание «не знаю» так – «нез наю». Другой «нянчу» преобразил в «нянчиуа»; а третий слово «овца» – в «оффтца»… И это будущие журналисты, т.е. люди, для которых родной язык – суть их будущей специальности.
А вот пример из письменной речи нынешнего государственного чиновника. В повестке, полученной одним из молодых людей, я прочитал следующее:
«1… граждане, не прибывающие в запасе, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медЕцинское освидетельствование, заседаний призывной комиссии, для уточнения сведений воинского учёта или ОПРАВКИ в воинскую часть для прохождения военной службы (направление на АЛЬТЕРНА-ТИВНУЮГРАЖДАНСКУЮ службу)…
2. В случае неявкЕ без уважительной причины (…) привлекается к ответСВенности (…).
Уважительной причиной (…) является:
– заболевание или увечье, связанное с УТРАТОЙРАБОТОСПОСОБНОСТИ (…),
– препяДствие возникшее в результате действия НЕОПРЕДЕЛИМОЙ силы…
– иные причины, признаНые уважительными…»
Кончается эта «шгмятка» краткой выпиской из Уголовного кодекса, в которой работник комиссариата сделал ещё шесть грубейших ошибок. Эта глумящаяся над русским языком «памятка» была отпечатана типографским способом и, наверное, тиражировалась десятками тысяч экземпляров.
Убеждён, огромный и едва ли поправимый урон русскому языку нанесло внедрение в систему образования единого государственного экзамена. ЕГЭ фактически маргинализировал такой неразрывно связанный с языком, уникальный в познавательном и воспитательном отношении предмет, как русская классическая литература. Теперь на неё в старших классах отведено всего три часа в неделю (против шести часов на американскую литературу в школах США!).
Идеологи и практики ЕГЭ забыли о том, какой русский язык изучается в нашей школе. Молодёжные и иные сленги? Профессиональные или криминальные жаргоны? Диалекты? Нет, в школе изучают только литературный русский язык, являющийся средством как общенационального, так и межнационального и международного общения. Он ведь потому так и называется, что создан, сохраняется и обогащается именно русской художественной литературой.
Надо незамедлительно вернуть в среднюю школу единый экзамен «по русскому языку и литературе» в форме письменного сочинения, отвергнутого нашими министерскими чиновниками. Подобная форма существует в большинстве развитых стран мира: французские школьники пишут «философские» сочинения, американцы – по физике, информатике, биологии, металловедению и т.д. Они «сочиняют» свои теории, своё видение того или иного научного или инженерного предмета (дела), показывая меру своего творческого потенциала. В России, где литература всегда была больше, чем литература, более всего сказать о творческих возможностях юного человека может сочинение именно по русской литературе.
, доктор филологических наук
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Храм уединённого возбужденияНет, это не шутка. Это цитата из школьного сочинения по «Мёртвым душам». |
КОД ССЫЛКИ: |