В Музее искусства народов Востока прошла выставка азербайджанского художника Геюра Юнуса.
Современное искусство Азербайджана в сегодняшней России известно гораздо меньше, чем в странах Западной Европы. После распада Советского Союза прежние межреспубликанские связи в области культуры почти прекратились, и творчество азербайджанских художников практически перестало демонстрироваться в России. Тем временем в середине 1980-х годов произошёл художнический бум, который можно назвать «новой волной» в азербайджанском искусстве. Помимо давно уже известных мастеров – таких как Таир Салахов и Тогрул Нариманбеков – на художественную сцену вышли живописцы, которые стали обращаться к иной, весьма многообразной тематике и работать в новаторской по сравнению с прежним периодом стилистике. В изменившейся ситуации стали допустимы как произведения в русле различных западных течений ХХ столетия, так и возвращение к исламским ценностям и темам.
В этом обширном ряду стоит выделить своеобразный почерк Геюра Юнуса. Уже с середины 80-х годов прошлого века его работы, правда, достаточно редко, стали появляться на выставках в Москве. Персональные же показы проходили в Западной Европе – Лондоне и Париже. И вот наконец большая экспозиция была представлена в столице России.
Геюр Юнус сочетает в своём творчестве концептуальность и стремление к романтике. Склонный к рефлексии, художник-философ всегда точно знает, что именно хотел выразить.
Мастер размышляет, он пишет притчи, обращается к памяти отцов, дедов, прадедов. Это «сказитель», а зачастую – хранитель мистического эпоса, воплощённого в визуальных образах.
Чрезвычайно интересен и его последовательный, не носящий характер случайного или модного увлечения интерес к чисто религиозной сюжетике. Исламские мотивы пронизывают творчество Юнуса. Это индивидуальные, часто неожиданные поиски, где используются новаторские формы и собственное видение темы.
В то же время Геюр осознанно обращается как к мусульманской тематике, так и к христианским сюжетам, нередко отдавая дань традициям европейской культуры, в частности, итальянского Ренессанса, Северного Возрождения, нидерландской живописи XVII века. Например, он часто вводит в картины характерный для христианского искусства образ Христа (Спасителя) в виде рыбы. Наверное, неслучайно мастер тяготеет именно к этому мотиву, символизм и закрытость которого был столь актуален для ранних христиан.
С помощью разнообразных приёмов художник соединяет черты западного и восточного, современного и древнего искусства, что позволяет говорить о несомненной синтетической направленности его творчества. Как всякое искусство синтеза, оно не поддаётся упрощённому и жёсткому делению на составные элементы, характерные для Востока либо Запада, архаики и наших дней. Геюр видит мир как единое и гармоничное целое. Он устраняет из своих картин черты обыденного, повседневного, привычного. Художник апеллирует к вечным ценностям и смыслам.
, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ