Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Хранитель культур

01 января 2007

ШТРИХ-КОД

В Музее искусства народов Востока прошла выставка азербайджанского художника Геюра Юнуса.

Современное искусство Азербайджана в сегодняшней России известно гораздо меньше, чем в странах Западной Европы. После распада Советского Союза прежние межреспубликанские связи в области культуры почти прекратились, и творчество азербайджанских художников практически перестало демонстрироваться в России. Тем временем в середине 1980-х годов произошёл художнический бум, который можно назвать «новой волной» в азербайджанском искусстве. Помимо давно уже известных мастеров – таких как Таир Салахов и Тогрул Нариманбеков – на художественную сцену вышли живописцы, которые стали обращаться к иной, весьма многообразной тематике и работать в новаторской по сравнению с прежним периодом стилистике. В изменившейся ситуации стали допустимы как произведения в русле различных западных течений ХХ столетия, так и возвращение к исламским ценностям и темам.

В этом обширном ряду стоит выделить своеобразный почерк Геюра Юнуса. Уже с середины 80-х годов прошлого века его работы, правда, достаточно редко, стали появляться на выставках в Москве. Персональные же показы проходили в Западной Европе – Лондоне и Париже. И вот наконец большая экспозиция была представлена в столице России.

Геюр Юнус сочетает в своём творчестве концептуальность и стремление к романтике. Склонный к рефлексии, художник-философ всегда точно знает, что именно хотел выразить.

Мастер размышляет, он пишет притчи, обращается к памяти отцов, дедов, прадедов. Это «сказитель», а зачастую – хранитель мистического эпоса, воплощённого в визуальных образах.

Чрезвычайно интересен и его последовательный, не носящий характер случайного или модного увлечения интерес к чисто религиозной сюжетике. Исламские мотивы пронизывают творчество Юнуса. Это индивидуальные, часто неожиданные поиски, где используются новаторские формы и собственное видение темы.

В то же время Геюр осознанно обращается как к мусульманской тематике, так и к христианским сюжетам, нередко отдавая дань традициям европейской культуры, в частности, итальянского Ренессанса, Северного Возрождения, нидерландской живописи XVII века. Например, он часто вводит в картины характерный для христианского искусства образ Христа (Спасителя) в виде рыбы. Наверное, неслучайно мастер тяготеет именно к этому мотиву, символизм и закрытость которого был столь актуален для ранних христиан.

С помощью разнообразных приёмов художник соединяет черты западного и восточного, современного и древнего искусства, что позволяет говорить о несомненной синтетической направленности его творчества. Как всякое искусство синтеза, оно не поддаётся упрощённому и жёсткому делению на составные элементы, характерные для Востока либо Запада, архаики и наших дней. Геюр видит мир как единое и гармоничное целое. Он устраняет из своих картин черты обыденного, повседневного, привычного. Художник апеллирует к вечным ценностям и смыслам.

Маис НАЗАРЛИ, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ

Обсудить в группе Telegram

Маис Назарли

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS