О фонде «Наследие» я узнала случайно. В середине 90-х попала на выставку старинных вещей. Глаза разбегались от изобилия стародавних самоваров, замков, весов и прочей хозяйственной утвари. Больше всего меня поразили коробки из-под чая и фантики конца XIX – начала XX веков. Разворачивали тогдашние барышни «конфекты», а там записочки о том, что их ожидает в ближайшее время: кого-то – свидание с возлюблённым, кого-то неожиданная встреча. И сладко, и романтично…
На выставке я познакомилась с Евгением Даченковым, и он рассказал о намерении создать в Дубне общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив. Уже тогда стало ясно, что замышляемое – не фантики, а очень серьёзное дело. Дубне всего полвека, понятно, что до появления города здесь также жили люди. Корни дубненцев уходят в историческую бездну не на пятьдесят лет, а гораздо глубже. Это и собирались доказать и показать инициаторы, влюблённые в историю и родной город.
Примечательно, что фонд занялся «раскапыванием» и систематизированием исторических фактов не только о дубненских землях, но и о соседних. Ведь истории краёв переплетаются и перекликаются. Через Талдомский район, родину писателя Салтыкова-Щедрина и поэта Сергея Клычкова, протекает река Дубна. Она впадает в Волгу в местечке Ратмино. Здесь действует восстановленный храм Похвалы Пресвятой Богородицы и находятся руины имения Вяземских, прямых потомков князей Рюрика и Мономаха. Для дубненцев Ратмино – духовный символ малой родины. Именно отсюда «пошла есть Дубна», здесь в 1134 году положил её начало Юрий Долгорукий. Мощнейший исторический слой включает в себя и первобытнообщинные стоянки, и древний таможенный пост. Помню, как мне, родившейся в Дубне, недоставало в моём пионерском детстве этого «культурного слоя», я знала каждую тропинку своей малой родины, но не ведала о её прошлом. Нынешние дубненские школьники счастливее меня. У них есть учебник о малой родине. В его основу положен в том числе исторический материал, собранный участниками фонда «Наследие».
Время собирать камни
Историческому просвещению немало способствует альманах «Дубненское наследие», издаваемый фондом с 2001 года. Жаль, что из-за недостатка финансовых средств отсутствует подписка на него и выходит он редко. Потому газету, как реликвию, передают из рук в руки. На страницах – и давняя, и ближняя история, старинные фотографии, статьи и заметки, перепечатанные из газет времён начала коллективизации и индустриализации, труды всемирно известных историков и философов, а также поэтическое и прозаическое творчество современных горожан. Большое внимание привлекают выдержки из исторических и архивных документов. Не меньшим интересом пользуются исторические очерки и «мемуары» старожилов. Например, воспоминания о строительстве канала Москва – Волга и о его строителях – политзаключённых, кости которых покоятся на берегах канала.
Большое число горожан вовлечены в исторические исследования, пишут воспоминания, собирают фотографии людей, улиц, событий разных лет. Всё больше дубненцев участвует в традиционных весенних и осенних субботниках по наведению порядка на территории бывшей усадьбы Вяземского в Ратмине. Игорь Даченков, председатель фонда «Наследие» и главный редактор альманаха «Дубненское наследие», не скрывает своей главной мечты-надежды, о которой говорит: «Быть может, когда-нибудь жители Дубны осознают глубинный смысл фразы «Время разбрасывать камни и время собирать их» и воскресят историю Ратмина, организуют не на словах, а на деле историко-культурный заказник. Заново отстроят вяземский дом, где могла бы разместиться замечательная экспозиция о прошлом этих мест. Восстановят старый усадебный парк и прекрасные беседки. По его аллеям будут прогуливаться дубненцы с детьми и рассказывать им, как сто лет назад здесь по тенистым дорожкам дефилировали милые столичные барышни в кружевных шляпках с парусиновыми зонтиками от солнца, читая томик стихов Гёте…»
Пел ли Шаляпин под Дубной?
Главная отличительная черта фонда, на мой взгляд, его открытость. Обсуждать, дополнять, возмущаться и восхищаться каждый может свободно на сайте «Наследие». Безусловно, наличие сайта делает историю малой родины живой и чуть ли не осязаемой. А сколько открытий ждёт каждого зашедшего на сайт!
Из рубрики «ЛИЦА И СУДЬБЫ» я, например, узнала, что в имение Мамонтовых в Пекунове приезжал погостить Фёдор Шаляпин, как выходил на берег Волги и раскатисто пел свои песни, которые были слышны в окрестных деревнях. К сожалению, как поясняет Игорь Даченков, «в настоящий момент мы имеем только устные свидетельства пребывания Шаляпина в Пекунове – это воспоминания старожилов. Письменные источники об этом факте отсутствуют. Точнее, пока отсутствуют, поскольку для этого требуется детальное изучение мемуарных источников, исследование фамильных архивов». Такой серьёзный подход к истории не оставляет сомнений, что всё, «озвученное» фондом, не домыслы, а научно выверенная истина. Впрочем, не доказанные «сарафанные» факты, или, как их именуют участники фонда, легенды, настолько привлекательны, что так и хочется поскорее объявить их чистой правдой. Например, говорят о том, что известный художник Михаил Клодт написал знаменитое полотно «На пашне» в то время, когда гостил в 1872 году в имении Вяземских. Или такая легенда: все знаменитости привозили с собой в имение Вяземских саженцы сирени. С тех пор она и благоухает в Ратмине.
Знать прошлое, думать о будущем
«ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» – ещё одна привлекательная рубрика сайта и альманаха «Дубненское наследие». Она рассказывает о названиях сёл, деревень, рек и прочих географических объектов окраины Московии. Откуда, к примеру, происходит название города Талдом? Особенно мне запомнилась финно-угорская версия так называемой кабинетной этимологии: якобы Талдом происходит от соединения финского talo, что означает дом, и его русского значения.
Деятельность фонда «Наследие» не ограничивается историческими и познавательными изысканиями, участники его занимаются и благотворительностью: собирают средства для детей-сирот, находящихся в кимрской горбольнице и в Доме ребёнка в Кашине, формируют библиотеку для кимрского спецприёмника для малолетних правонарушителей. Фонд, как уже было сказано, не замыкается на Дубне, он выходит к соседям в Тверскую область. А как иначе? Судьбы жителей Московской и Тверской областей переплетаются спокон веков. Одно время левобережная часть нынешней Дубны входила в Калининскую область, а Кимры – в Московскую. Да и родом большая часть старожилов Дубны происходит из многочисленных деревенек Тверской области.
Из всего изобилия добрых дел, что осуществляет фонд (чего стоят, например, экспозиции фотографий, посвящённые строителям канала, города и Иваньковской ГРЭС), особенно важна его просветительская роль. Председатель фонда Игорь Даченков выпустил в 2006 году книгу «Откуда есть пошла Дубна». В планах выпуск серии книг об истории города местных авторов.
Как из монеты выросло «Наследие»
Нужно заметить, что существует фонд на стыке бизнеса, культуры и общественных организаций. Дубна богата меценатами, для которых понятие «социально ориентированный бизнес» – не пустой звук.
Интересуюсь у Игоря Борисовича Даченкова, откуда возникло его увлечение историей. Оказывается, всё началось с банального собирания монет в детстве. Хобби подтолкнуло к серьёзному изучению истории. Уже в школьные годы он знал, кем станет, потому налегал на изучение гуманитарных наук. Закончил Московский историко-архивный институт, философский факультет МГУ, защитил кандидатскую диссертацию. Но и этого оказалось мало – отучился в юридической академии.
…Несколько лет назад участники фонда установили на Ратминской стрелке возле храма Похвалы Пресвятой Богородицы камень, на котором высечены слова: «Отсюда Дубна стала. В 1134 основана Юрием Долгоруким». К этому камню приезжают молодожёны и фотографируются возле него. Словно сердцем чувствуют необходимость духовной связи с историческим прошлым своей малой родины. А мне вспоминаются слова Василия Ключевского: «Без общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов и стремлений люди не могут составить прочного общества; чем больше возникает таких связей и чем больше получают они власти над волей соединяемых ими людей, тем общество становится прочнее. Устаиваясь и твердея от времени, эти связи превращаются в нравы и обычаи. В силу тех же условий общение возможно не только между отдельными лицами, но и между целыми чередующимися поколениями: это и есть историческое преемство».