В декабре 2009 года в пермском клубе «Хромая лошадь» во время пожара погибло 156 человек. Все телеканалы горевали по этому поводу. Казалось бы, после такого несчастья будут приняты экстраординарные меры. Но вот минул год. И что же? Попробую коротко изложить то, что обнаружил в интернет-сообщениях:
– мужчина пострадал при взрыве газа в торговом павильоне в Красноярске. Выяснилось, что павильон работал незаконно;
– в Челябинске сгорел Центр делового сотрудничества. По неофициальным данным, баллоны с газом взорвались в ресторане с другой стороны здания;
– в Ростовской области произошёл взрыв на газонаполнительной станции, в результате которого погибли двое мужчин;
– взрыв на Брянской птицефабрике унёс жизни двух рабочих. Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил охраны труда, повлёкшее по неосторожности смерть человека»;
– в результате взрыва в помещении насосной установки открытого акционерного общества «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» погиб один человек, ещё один находится в реанимации;
– газовый баллон взорвался в здании дежурной части Железнодорожного отделения МВД в Улан-Удэ, по предварительным данным, пострадали пять человек.
И вот ещё одна трагедия, случившаяся буквально на днях: произошёл взрыв в ресторане на юго-западе Москвы. На его кухне взорвались газовые баллоны, в результате чего погибли два человека и более 50 пострадали. Характерно, что в январе 2011 года инспекторы Госпожнадзора провели проверку здания ресторана и выявили 11 недочётов и нарушений, после чего выписали предписание об их устранении. Но были ли устранены нарушения, так и осталось неизвестным.
По устоявшемуся мнению, Россия занимает одно из первых мест по числу жертв из-за техногенных аварий, катастроф, производственного травматизма. В интернет-изданиях сообщается: «По данным Роструда, на рабочих местах погибают 4–4,5 тыс. человек ежегодно». Пять лет назад директор департамента Минздравсоцразвития Александр Сафонов говорил в Госдуме: «Ежегодно умирает 750 тысяч человек трудоспособного населения. Около половины из них умирает в результате воздействия производственных факторов на здоровье человека».
Кто виноват? Вот как рассуждает в прессе на эту тему инспектор по охране труда Сергей Луговской: «Российский труженик в самой безобидной ситуации умудряется найти смерть… Рабочий чистил цистерну из-под спирта и решил подсветить себе зажигалкой… На первом месте «общая глупость», как часто пишут в документах мои коллеги. 95% смертей на производстве происходит по неосторожности. Есть масса людей, с которыми можно провести сотню занятий по технике безопасности, а они всё равно сделают по-своему».
Из слов ГОСУДАРСТВЕННОГО человека следует: такой мы народ – фаталисты, дикари. Даже если и так, обязанность государства – защищать нас от самих себя. Огромный аппарат зарплату получает. Каких только инспекций нет! Но когда что-нибудь случается, нам преподносят под тем или иным соусом: разгильдяйство, человеческий фактор.
Многие ли знают, что после недавней страшной авиакатастрофы из недр ведомства вырвалось признание: «В Росавиации требовали от авиакомпаний переоборудовать самолёты системой предупреждения о близости земли ещё в 2009 году». По международным правилам, принятым и в России, машины без таких систем к полётам не допускаются. А у нас – «требовали». А на их «требование» начхали. И государство не шелохнулось. Интересно, во что обошлось закрытие глаз чиновников?
В таких случаях и вбрасывают в общественный оборот: «человеческий фактор». Знаменитый московский ресторатор Аркадий Новиков причиной недавней трагедии в итальянском ресторане назвал разгильдяйство персонала. Ему вторит заместитель начальника управления МЧС по Москве Сергей Аникеев: «В любом случае трагедии можно было избежать, если бы сотрудники ресторана соблюдали все требования безопасности при эксплуатации газобаллонного оборудования. Это халатность чистой воды!»
Глядишь, читатели и забудут, что в том ресторане газовых баллонов вообще быть не должно, не станут допытываться, кто из надзирающих чиновников закрыл глаза.
Вспомним ещё раз трагедию в пермском клубе «Хромая лошадь». Не было, кажется, ни одного правила противопожарной безопасности, которое там не нарушили бы хозяева. Но клуб благоденствовал ВОСЕМЬ лет.
Известный московский адвокат в те дни рассказал, как к ним, в адвокатскую коллегию, пришёл молоденький, только назначенный инспектор пожарной охраны и заявил: «Будете мне раз в месяц платить 200 долларов. И проблем не будет. А не будет 200 долларов – будут проблемы». Госрэкетир даже не понимал, с кого решил брать дань. Действовал исходя из обыденной реальности: всех облагают – и все платят, кого и чего бояться?
Кстати, в тот трагический вечер в самом престижном клубе Перми гуляли и сотрудники различных правоохранительных органов. Ведь хозяин клуба им близок – награждён нагрудным знаком «За содействие МВД России» и медалью «200 лет МВД России».
Теперь он под судом. Вместе с ним – другие лица, в их числе и три пожарных инспектора. Второй год идёт процесс. Невозможно понять, почему так долго тянется. Видимо, есть какой-то замысел. Пострадавшие в истерике, говорят, что государство им не помогает, а адвокаты обвиняемой стороны над ними откровенно смеются.
Возможно, будут судить и директора итальянского ресторана. Его арестовали, показали народу по телевизору.
А вот по поводу гибели 53 человек на буровой платформе «Кольская» в Охотском море – тишина. Хотя там вопиющих нарушений предостаточно. Но нефтяная компания – не ресторанчик. Более того, Дальневосточное следственное управление жалуется: неизвестные лица изымают документы о буровой, а изымать их имеют право только они, следователи. Вот заявление грозных дознавателей: «Какое-либо истребование доказательств и сведений по телефону категорически исключается». Следственный комитет в глухой защите? От кого и от чего?
Руководители государства после каждой аварии и катастрофы выражают соболезнование, требуют выяснить причины. Но все знают, что причина одна – тотальная коррупция.
А это отнюдь не человеческий, а государственный фактор!