В выставочном зале Союза художников России открылась выставка произведений художников Луганской Народной Республики. Она стала первой в истории молодого творческого содружества. Независимый союз профессионалов – живописцев, графиков, скульпторов – представил свои произведения в Москве. Это событие состоялось благодаря поддержке Комитета по культуре Государственной думы.
Отвечая на вопрос «ЛГ» о дальнейших планах по сотрудничеству союзов художников России и Донбасса, С. Железняк отметил: «Мы будем рады, если вместе с нашими единомышленниками сможем реализовать проект альбома, в который войдут произведения, посвящённые событиям в Донбассе, произведения, созданные в такое сложное, болезненное время. Мы хотим рассказать людям мира о тех событиях, что происходят в Донбассе, для того, чтобы сформировать искреннее и объективное отношение к людям, сражающимся за свою землю, за право говорить на родном языке, сражающимся за возможность продолжать жить».
Пейзажи, натюрморты, портреты… Торжество добра – вот первое впечатление от выставки. Затем начинаешь пристальнее вглядываться в эти картины, графические работы и скульптурные композиции – и выстраивается некая цепочка эмоций, светлых и предупредительно-сдержанных, словно отвечающих на твои собственные внутренние вызовы, твои внутренние сюжеты и линии. Мы все и всегда хотим мира, но нечасто признаёмся себе в этом, просто не обращаем на это внимания. А ведь душа всегда просит мира – это условие её существования.
В работе С. Кондрашова «Святая Русь» чистый белый снег летит сквозь купола храма и мудрые глаза старца, и это движение пространства тревожно, как предчувствие. И снег, и летящие серые птицы на миг всколыхнули покой, но спасительно чист и неподкупен взгляд Сергия. Зыбко, зыбко пространство, но миру торжествовать! Это картина-предупреждение, картина-покой, картина-предсказание. Отметим, что создано это произведение в 2011 году, за три года до войны.
Высокий уровень работ всех представленных авторов отметил народный художник Сергей Харламов. «В них есть объединяющее начало, ведь нельзя безболезненно отрывать друг от друга братские народы. В работах остаётся эта боль. И пейзажи, и портреты, и натюрморты – посмотрите, сколько переживаний в них, сколько настоящего искусства!»
Притчевое начало просматривается в картинах А. Швыдкого «Маленькое путешествие» и «Мойщики неба»: реальные персонажи действуют вполне сказочно, я бы даже сказала, как бы на сценической площадке «Вечеров на хуторе…», хотя они вполне современны. Мойщики неба – да это просто три художника в рабочих фартуках принесли длинную лестницу и старательно моют пылающее небо, очищая его от войны.
Линогравюры «Любовь» и «Материнство» (автор Т. Малая) призывают жить для добра и покоя. Работы решены в строгом единстве формы и содержания, где плавность линий переходит в графическую точность народных узорчатых аккордов, где композиционное соответствие этих линий замыслу произведения буквально завораживает.
А. Швыдкий. Мойщики неба |
А. Язловская словно вплетает в свои работы из шерсти слова русских песен, былин, сказов. Длинные нити, свисающие за пределы картины, вдруг оказываются корнями растений, и наши русские дороги, и судьбы словно переплетены с ними. Они раскачиваются в такт нашим мыслям и мечтаниям о мирных буднях и сказочных красивых днях.
В дни боев многие живописцы не только помогали ополчению, но и стремились создать героическую летопись молодой республики, поэтому в портретах героев им удалось передать несгибаемый дух и веру в победу, веру в торжество мира. Портреты ополченцев – позывной Кряж, позывной Мангуст и другие, представленные на выставке, – говорят о том, что в народе есть живое начало, в народе есть открытая для подвигов душа, а значит, выстоим, а значит – и мир сохраним.