Фильм режиссёра Саймона Стоуна, выпущенный компанией Netflix, российского зрителя, несомненно, привлечёт участием в нём Рэйфа Файнса, который известен своим особенным отношением к России. Он один из создателей интереснейшей голливудской экранизации «Евгения Онегина», где сам замечательно сыграл заглавную роль. Снимался в российском фильме по тургеневскому «Месяцу в деревне», который поставила Вера Глаголева, а он сыграл Ракитина. Недавно как продюсер Файнс снял фильм о Рудольфе Нурееве и сам сыграл одну из главных ролей, где тоже говорил по-русски. Актёр глубокий, разнообразный – и здесь он удивил.
И «Раскопки» удивили – фильм неспешный, очень подробный и достоверный, не похожий на обычную коммерческую продукцию, изготовляемую множеством кинокомпаний. Сценарий (Мойра Буффини и Джон Престон) основан на реальных событиях, у главных героев – реальные прототипы, действительно занимавшиеся археологическими раскопками в районе городка Ипсвич в Восточной Англии (кстати, это родина Файнса). Они производились на территории имения богатой вдовы Эдит Притти, которую сыграла Кэри Маллиган, известная киноманам по «Великому Гэтсби». Для исследований курганов на её земле Эдит пригласила археолога-любителя Бэзила Брауна, не имеющего никаких научных достижений и званий, но фанатично преданного своему делу. Курганы очень похожи на древние захоронения и, скорее всего, за столетия уже не раз были разграблены, но у Эдит есть предчувствие, что один из них ещё не выдал все свои тайны.
И началась длительная и кропотливая работа – с ошибками, заблуждениями и опасными обвалами, но пожилому подвижнику Бэзилу наконец сопутствует удача, он наткнулся на захоронение «тёмных» веков, когда германские племена (англы и саксы) перебирались с континента на Британские острова, тесня местное кельтское население (валлийцев, шотландцев, ирландцев). Он откопал остов древнего судна VI века. А когда к раскопкам подключились узнавшие об открытии Бэзила дипломированные археологи из Лондона, в этом «ковчеге» удалось найти и подлинное сокровище – золотые монеты и украшения, впервые засвидетельствовавшие наличие того, чего у древних завоевателей-англов, которых ранее считали чуть ли не дикарями, не предполагалось, – высокой культуры.
Однако археологический сюжет здесь не самое главное, и история отношений (потихоньку двигающихся к мезальянсу) богатой вдовы со скромным трудягой Бэзилом – тоже. Так же как кропотливое исследование курганов, находящихся на территории владений Эдит, и помощь Бэзилу в раскопках брата хозяйки Рори, и взаимная привязанность Бэзила и сына Эдит. И, собственно, первые феноменальные находки, и, наконец, те, что перевернули представления историков о древней Британии, – всё это только остов сценария.
В фильме есть неожиданные, вроде бы не связанные с основным сюжетом линии, которые уводят в сторону, но делают повествование ещё более жизненным. Это любовь Пегги (Лили Джеймс), молодой жены археолога, приехавшего из Лондона вести уже официальные раскопки, к брату хозяйки военному лётчику Рори. Вроде не обязательная, даже лишняя линия, отправляющая основную коллизию на второй план. Однако эта повествовательная свобода как будто поднимает фильм на новый уровень. И благодаря звенящей лирической струне проявился главный мотив фильма – очень тревожный – зыбкость происходящего. Эдит не сомневается, что очень скоро начнётся война и потому нельзя затягивать раскопки – во время войны будет не до них.
Когда-то древние германцы высадились на Британских островах – и мы вместе с героями радуемся, что предки нынешних англичан были культурным племенем, – а действие фильма завершается в 1939 году, когда началась страшная Вторая мировая война. И германцы ХХ века будут бомбить и уничтожать потомков древних германцев. Хрупкий, исчезающий мир: молодая вдова Эдит серьёзно больна, её сын боится за мать, брат Рори охвачен страстью к Пегги – и этот роман, может быть, последний в жизни Рори, потому что его призывают в армию, и что ждёт ушедшую от мужа Пегги? А чем будет заниматься археолог Бэзил, вписавший с помощью Эдит своё имя в историю раскопок Англии?
Почему у нас не снимают таких фильмов, разве в России мало было и есть подвижников (в том числе археологов), самозабвенно делавших и делающих своё дело, не думая о наградах и гонорарах? Разве наши «тёмные» века не «просветлели» после археологических раскопок и открытий, сделанных в предвоенное время и после войны? Разве обнаружение берестяных грамот в Великом Новгороде не стало потрясением для историков? Почему об этом и многом другом, достойном внимания потомков, у нас кино не снимается?