Выражая соболезнование в связи со смертью народного художника СССР Михаила Савицкого, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко сказал следующее: «Его по праву называли совестью белорусской интеллигенции, одним из духовных светочей общества…»
Уходят в вечность люди поколения, которое в наибольшей степени приняло на себя чужую боль, горечь чужих переживаний и утрат. Умение сочувствовать, способность принимать на себя чужое как своё – всё это было нормой и правилом жизни для таких белорусских писателей, художников, актёров, артистов, как Максим Танк, Василь Быков, Иван Шамякин, Иван Чигринов, Стефания Станюта, Галина Макарова, Александр Кищенко, Владимир Мулявин… Казалось бы, разные по своему менталитету, по своей творческой харизме, они проповедовали главную истину искусства – обнажать боль, трагедийность и драматизм жизни. И осмысливать отношение к ним как к неотъемлемой нравственной составляющей жизни человека на земле. Михаил Андреевич Савицкий своим художественным мировоззрением пронизывал действительность, оценивал место личности в обществе, выявлял боль в душе человека.
Каждая из картин великого Мастера становилась явлением, вызывала переживания, подталкивала к тревожным и светлым, мрачным и оптимистическим мыслям в одночасье.
В конце жизни Михаил Савицкий работал над картиной, посвящённой Скобровскому детскому концентрационному лагерю. История этого страшного места насчитывает всего несколько месяцев. Отступая под натиском Красной армии, фашисты перевозили детей из Гомельщины, Могилёвщины, где уже приобрели опыт работы с «детским материалом», в Пуховичский район неподалёку от Минска. В деревне Скобровка был оборудован лагерь, куда свезли 1800 мальчишек и девчонок. Жителей деревни переместили в несколько домов на окраине Скобровки. Территорию лагеря окружили колючей проволокой. Детей группами отвозили в Марьину Горку, где проводили забор крови. Не все возвращались назад… Мучения юных узников, тех, кто остался жив, продолжались и после войны. Многие из детей, которых спасли партизаны перед самым наступлением Красной армии, не признавались, что были во вражеском плену. Многие из-за возраста не могли точно указать местность, где их содержали. Долго не находились документы, которые свидетельствовали бы о нахождении в Скобровке концентрационного лагеря. Хотя позже стали известны даже фамилии палачей.
Узнав об этой истории, Михаил Савицкий взялся за картину, посвящённую детям, которые в юном возрасте испробовали, вкусили весь ужас издевательств и насилия. Работая над картиной, он, очевидно, вспоминал и свои лагерные годы. Бухенвальд, Дахау, Мительбан, Дора – вот через что пришлось пройти и самому художнику… Разве нуждаются в комментариях эти адреса гнева и боли? Можно только догадываться, как у него болело сердце при работе над картиной, какие мысли пронизывали сознание.
Михаил Савицкий – художник-традиционалист, творец, который всей своей жизнью в искусстве сумел доказать, что любые поиски чего-то стоят, если они прямо и честно отражают действительность, когда возвышают её в правдивом отражении. Реалистическое искусство – вот что всегда интересовало Михаила Савицкого. Народный художник Беларуси Георгий Поплавский в словах прощания с коллегой, товарищем сказал: «Он, безусловно, выделялся как наиболее яркий художник, отдавший себя теме войны: протестовал против её античеловеческого существа, раскрывал её страшную философию, призывал задуматься над губительными последствиями. В самом же художническом мастерстве Михаил Савицкий утвердил себя как последователь традиций реалистической школы живописи. Потому и входил он в объединение «Традиция» и в актив Студии военных художников…»
Серии «Чёрная быль», «Цифры на сердце», картины «Партизаны», «Партизаны. Блокада», «Партизанская мадонна», «Наказание смертью», «Витебские «ворота», «Поле», «Хлеб» – самые разные мотивы и краски находим мы в этих работах. Не всегда на той или другой картине проблеснёт даже один лучик света, но каждая из работ магнетизирует, притягивает к себе, заставляет подолгу останавливаться и искать глазами его, Михаила Савицкого, его героев. В них взгляд наших предшественников на жизнь, на вчерашнее и сегодняшнее время. Живописец настойчиво заставляет нас всмотреться в глаза, войти в душу тех, кого мы встречаем на холстах. Стремление подтолкнуть зрителя к переживаниям настолько очевидное и сильное, что временами забываешь имя художника, название картины и начинаешь думать о самом важном, существенном, начинаешь искать то, что сближает людей разных социальных групп, разных наций и народностей, разных поколений…
Боль художника, его тревога за наше время настраивают всё же на оптимистическую, светлую, жизнеутверждающую ноту. Благодаря его картинам мы живём с верой в силу Добра, Справедливости, Красоты. Такой урок даёт нам Художник, который со светлой грустью смотрел на жестокую, непростую, наполненную трагедийностью жизнь. Картины Героя Беларуси, трижды лауреата Государственной премии Республики Беларусь, лауреата Государственной премии СССР, народного художника СССР, народного художника Беларуси Михаила Савицкого – завещание на столетия. Среди них и не совсем, возможно, завершённая работа о детях Скобровского концентрационного лагеря.