Картины художника Верещагина, прежде всего знаменитый «Апофеоз войны», известны многим, но эта книга являет собой доказательство того, что и пером он владел ничуть не хуже, чем кистью. Более того: его взгляд замечательно беспристрастен, причём не по душевной холодности и равнодушию к человеческим страданиям, а по стремлению к высокой справедливости. Описывая подвиги русских солдат, он не оставляет без внимания и неприглядные стороны войны. Такой характер: от военной карьеры Верещагин отказался, что стоило ему разрыва с семьёй, но будучи живописцем, прошёл через три большие войны – в Средней Азии, на Балканах и на Дальнем Востоке. Зачем понадобилось так рисковать? «Моя обязанность... дать обществу картины настоящей, неподдельной войны», – пояснял он. Многие в русском обществе не понимали его мотивов, считали это блажью, обвиняли в недостатке патриотизма. Англичане, в свою очередь, увидев картину «Подавление индийского восстания. Расстрел из пушек», принялись обвинять художника в клевете, а некий старый генерал, наоборот, ринулся с гордостью рассказывать Верещагину, что это именно он первым придумал расстреливать повстанцев, привязывая их к пушкам...