В работах этого художника нет ни одного лишнего движения, ни одной случайной линии, его рисунок утончен и нежен. Ему подвластны все техники и положенные графику материалы. Его полет непременно к «снежным пикам», то есть к небу, и в творчестве есть восхищение, которое заставляет нас волноваться.
У народного художника Дагестана Юсупа Ханмагомедова всё под знаком красоты. В республике он известная личность, и о нем коллеги и искусствоведы говорят только в превосходной форме. Мое знакомство с Юсупом состоялось через его ученика – блестящего графика Магомеда Даудова, но «младшего» отличает более суровый стиль, даже аскетизм. Учитель же «купается в образе», в солнечных лучах, а линии переплетаются в изящную, элегантную паутину.
Будучи одним из ярких представителей современной российской графической школы, художник беззаветно любит свой благословенный край, и если сегодня можно говорить о дагестанской школе печатной графики, то она состоялась во многом благодаря Юсупу Ханмагомедову – профессору кафедры живописи художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета им. Расула Гамзатова (ХГФ ДГПУ).
За плечами у мастера прекрасное образование: Ленинградская средняя художественная школа (ныне Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона), в дальнейшем и сама Российская академия художеств им. Ильи Репина. Южанин 30 лет назад чудесно обосновался в Северной столице, работы не просто покупались, а были востребованы, и некоторые даже висят в Букингемском дворце. Но жизнь порой пишет собственные сценарии, и Юсупу надо было вернуться к родным пенатам.
А он никогда не забывал то место, где сделал первые шаги и рос: к примеру, в академии его дипломной работой была серия офортов, посвященная любимому Дагестану. Чтит и своих наставников, как и первого учителя – директора и тогда молодого педагога художественной школы поселка Мамедкала Дербентского района Валерия Куцева, куда родители (мама сама педагог) привели ребенка, заметив у мальчика тягу к рисованию. Там не только были получены первые уроки, но и заложены такие понятия, как творческая свобода и умение видеть суть.
С огромной благодарностью всегда вспоминает ещё одного своего великолепного учителя – Евгения Валентиновича Парфенова и, конечно, других мастеров, известных петербургских художников – профессоров В. Г. Старова, И. А. Раздрогина, Е. В. Звонцову, В. А. Ветрогонского, Клима Ли, М. М. Герасимова, Н. Г. Ломакина, О. Ю. Яхнина, А. А. Пахомова, обучивших искусству графики.
Надо сказать, способность помнить добро и отвечать тем же – это одна из черт Юсупа Маммаевича, вот уже более 15 лет он преподает спецдисциплины на отделении изобразительного искусства ХГФ ДГПУ. «Преподает» – казенное слово для такого человека. Он – душа для своих учеников, каждого старается поднимать до серьезного уровня и обязательно воспитывает во вверенных ему подопечных, которым посвящает немало времени и сил, профессионалов, людей свободных, с самоотдачей.
Юсуп окружен учениками, они верят ему, восхищаются им, он для них Светило с большой буквы. Он на самом деле Мастер, который всё время что-то создает, отдает, дарит, он из истинных созидателей, из тех магов и звездочетов, открывающих нам неведомое, и, конечно, сын своего Отечества.
Старые дагестанские улочки на его картинах залиты удивительным солнечным светом, они так подсвечены изнутри, что вся эта отчасти ветхая старина преображается в дивную гармоничную мозаику. Его акварели, особенно пейзажи, изумительны. Для меня они навеяны какой-то миражностью, отблеском раннего утра и светом из глубины веков, а миниатюрные акварели-обманки экспонировались по всей Европе.
Юсуп Маммаевич – член Санкт-Петербургского союза художников. С ранней молодости много выставляется, участвует в различных конкурсах, его работы хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) Российской академии наук, в Российской национальной библиотеке, во многих музеях страны, а также в частных коллекциях России и зарубежья. Имеет много всяческих наград, а совсем недавно удостоен престижной медали «Шувалов» Российской академии художеств.
Его творения, будь то уникальная графика или печатная, всегда отличаются завершенностью, простотой, чистотой композиций и изысканностью линий. В портретах – опять же немногословность, точность, легкость и тончайшее свечение.
Нередко Юсуп отказывается от продажи своих картин, и здесь бывают разные причины, в том числе и нравственный фактор – человеческое невежество, когда покупатель совершенно не понимает, что перед ним. И дело совсем не в капризах, а скорее в духовных принципах, установках.
В художнике поражают умиротворенность, вселенское спокойствие, то есть мудрость и, опять же, способность жить по Конфуцию, утверждавшему, что «красота есть во всём, но не всем дано это видеть». Юсуп Ханмагомедов не только её видит, но ещё и дарит миру.