Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Художникам делить нечего

01 января 2007

ПЕРСОНА

Пока политики проводят границы, художники создают единое творческое пространство. О том, зачем им это нужно, мы беседуем с председателем исполкома Международной конфедерации союзов художников стран СНГ Масутом ФАТКУЛИНЫМ.

– Несмотря на весьма непростые отношения между странами – участницами СНГ, конфедерация работает, и очень результативно. Как ей это удаётся? 

– На этот вопрос не так-то легко ответить. Я мог бы начать описывать внутренние механизмы, обеспечивающие нашу деятельность. Но основа такого механизма – люди. И чтобы он работал чётко и слаженно, у людей должна быть общая цель. У нас она есть – мы хотим сохранить единое творческое пространство, к которому мы все некогда принадлежали. Нам это важно, потому что работать вне этого пространства очень трудно, порой просто невозможно. 

– Почему, ведь по идее художнику нужны только мастерская, кисти, краски, холст и вдохновение? 

– Безусловно, без всего этого ему не обойтись. Но художник ведь не в башне из слоновой кости живёт. Ему необходимо понимать, какое место занимает он среди своих коллег, знать, чем они, в свою очередь, заняты, что их волнует. Мне кажется, для любого творческого человека, будь он скульптор, актёр или учёный, общение с коллегами – это своего рода зеркало, в котором он может чётче разглядеть самого себя. Многие структуры, созданные для того, чтобы как-то объединить разорванное на части постсоветское пространство, существуют чисто номинально: собрались высокопоставленные господа, поговорили и разошлись. Беда в том, что каждого из них интересует только он сам и лезть вон из кожи ради каких-то туманных общих целей и невнятных лозунгов он вовсе не собирается. А творческие люди, какими бы индивидуалистами они ни были от природы, прекрасно понимают – один в поле не воин. 

– Конфедерация изначально задумывалась как «наследница» Союза художников СССР? 

– Конечно. Зачем было до основания ломать то, что могло бы эффективно работать и дальше? Художники в отличие от политиков ничего разрушать не стали. Всё, что можно было сохранить, – сохранили, то, что в новых условиях оказалось неэффективным, трансформировали и придали новому объединению международный статус. В состав конфедерации вошли союзы художников всех стран – участниц СНГ, а также союзы художников Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. 

– А Балтия? 

– Союзы художников балтийских стран в конфедерацию не вошли, но заключили с ней двусторонние соглашения, дабы не разрушать сообщество. Была страна едина, сейчас её нет, но географическое пространство осталось же! И мы по-прежнему соседи. И если уж судьба так определила, что живём мы именно на этой части суши, то зачем, скажите на милость, рвать многовековые связи? В угоду чему? У нас на Востоке говорят: добрый сосед ближе родственника. Сейчас даже политики это начинают понимать и пытаются активизировать интеграционные процессы. 

– Ну в политике это действительно не так-то просто? 

– Зато в гуманитарной сфере – науке, искусстве – эти процессы никогда, по сути, и не прекращались. Художникам делить нечего. 

– И что, все вот так быстро и полюбовно обо всём договорились? 

– Нет, конечно. Без трудностей не обошлось. Были и организационные проблемы, и проблемы с дележом имущества. Но в итоге все споры были улажены. И вот когда страсти улеглись, мы поняли, что нужна такая акция, которая объединила бы всех нас под одной крышей. И крыша эта – ЦДХ, который всегда был и сейчас остаётся для всех нас общим домом. Так родилась идея раз в год проводить здесь Международный московский художественный салон. Впервые мы устроили его в 98-м, а в этом году провели в одиннадцатый раз. Традиция собираться здесь во второй половине марта живёт и поддерживается всеми силами. Чтобы все знали – есть событие, к которому надо готовиться серьёзно и загодя. Ведь последний день работы каждого салона – это первый день подготовки к следующему. 

– Нынешний салон прошёл под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (МФГС). Кто кого нашёл? 

– Мы шли навстречу друг другу. И в итоге оказались в нужном месте в нужное время. Мы нужны им, они – нам. Это взаимное притяжение людей, готовых работать на общее дело, а не просто произносить правильные слова на тему «как хорошо было бы, если бы...» 

– Первый опыт сотрудничества оказался удачным? 

– Несомненно. Отличительная черта фонда – адресность. То есть проект был разработан с учётом специфики нашей организации, специфики художественного творчества в принципе. Вот и получился результативный тандем: их финансово-административные возможности и наш творческий потенциал. 

– ЦДХ при всей его громадности всё равно не может вместить всех желающих. По какому принципу отбираются работы? 

– По гамбургскому счёту. Вы же понимаете: самый строгий суд – это суд своих коллег. Наша задача: обеспечить представительство всех союзов, то есть представить на салоне самую полную картину того, что происходит в современном творческом сообществе. Сделать это нелегко, но зачастую самые большие препятствия возникают отнюдь не по линии творчества, а по линии бюрократии. Преодолеть наши таможенные барьеры – задача порой совершенно невыполнимая. Но это – тема для отдельного разговора. 

– И всё-таки: как художнику, живущему где-нибудь в Минске или Баку, попасть в ЦДХ, ведь Москва сегодня – это один из наиболее перспективных и динамичных рынков современного искусства? 

– Для начала оформить заявку в национальном Союзе художников своей страны. А он, в свою очередь, подаёт заявки в центральный офис. В ЦДХ есть квота на проведение выставок всех союзов художников СНГ и стран Балтии. Если наши эксперты подтверждают высокий профессиональный уровень участников, выставка включается в план. Важно, чтобы выставка действительно представляла собой событие для художественного сообщества, а не была очередным мероприятием для галочки. 

– У ЦДХ своя публика? 

– Разумеется. Здесь случайных зрителей нет. Это раньше командированные забегали в музей по случаю, время до самолёта скоротать. Сегодня публика серьёзная, здесь немало тех, кто приобретает произведения искусства, а не только любуется ими. 

– Насколько сильно разделение художников на творцов и коммерсантов? 

– Давайте не будем категоричны. Да, есть художники, идущие на поводу у покупателя, и есть те, кто предпочитает зарабатывать чем-то иным, а рисует так, как подсказывает сердце. Но обычно у одного мастера есть разные работы. А нередко достойного уровня работа находит своего покупателя и оказывается вполне ликвидной. К этому надо относиться как к данности. Спокойно. В кино есть арт-хаус и есть блокбастер. У каждого – свой зритель. И никого это не удивляет. 

– Современное искусство сегодня – действительно хорошее вложение средств? 

– Мне кажется, тут есть немалая доля лукавства. Где гарантия, что купленную сегодня картину ты завтра продашь с выгодой? Что она другому человеку понравится так же, как тебе, и он готов будет выложить за неё немалые деньги? На мой взгляд, покупая картину, человек в большей степени руководствуется всё же не тем, за сколько он её сможет продать через год или два, а желанием видеть её у себя дома, на стене в столовой. 

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Масут Фаткулин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS