Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Хватай и беги

01 января 2007

Взгляд

Вот уже двадцать лет страна вращается в безумном круговороте: продаёт природные ресурсы и покупает, покупает, покупает. Своих товаров в большинстве отраслей давно нет.
И телевидение, как ему и положено, вполне отражает дух нового времени. Вот самый распространённый вопрос в большинстве всевозможных интервью, круглых столов и прочих досужих обсуждений: а у вас КАКОЙ бизнес? Иначе говоря: вы ЧТО продаёте? То есть – не что вы делаете, не кто вы по специальности, а какой именно у вас бизнес? Давно уже, начиная с советских времён, у нас не снимаются фильмы, не пишутся книги и не ставятся пьесы – почти никем и почти нигде – про заводскую жизнь, будни научных институтов, сегодняшнюю деревню, ни про что иное, кроме мира бизнеса. Уверенный в себе и удачливый торгаш стал символом эпохи, настоящим героем нового времени.
Единственная госбюджетная специальность, вынужденно присутствующая на телевизионном экране в многочисленных детективных сериалах, – это рядовые следователи и милиционеры-полицейские. Они почему-то до сих пор ещё ловят преступников, и делают это вполне успешно.
Однако наличие на экранах работников правоохранительных органов – всего лишь вынужденная дань детективному жанру. По законам здравого смысла у телевизионных героев должны быть семьи. И вот, в романе одной известной писательницы, появляется муж главной героини – отважной следовательницы, и оказывается он… кем бы вы думали? Рабочим, преподавателем вуза, наблюдателем на метеорологической станции? Нет, не угадали! Ну, конечно же, он – бизнесмен! Причём не какой-нибудь там средней руки, а естественно, «крутой», как теперь принято выражаться.
В течение многих лет мелькал откровенно наглый телевизионный ролик, прокрученный в эфире тысячекратно и навязший у всех в зубах: «Он знает, как заработать деньги, – она знает, как их потратить!» Не принято вдумываться в порочный смысл этого призыва, входившего чёрной отравой в души юных девочек и мальчиков. Циничное время, циничные ролики задали новые правила жизни, определили новое направление всеобщих устремлений.
Делай деньги! Хватай больше, беги дальше! Стране не нужны ни рабочие, ни военные, ни землепашцы. Нынешние университеты любого профиля, от нефтегазовых до сельскохозяйственных, выпускают ежегодно целую армию юристов, основное предназначение которых – помогать уходить от уплаты налогов десяткам тысяч всевозможных фирм и фирмочек. Обманывать государство. В полунищей обворованной стране огромные, фантастические деньги текут бурной рекой. Вот только госбюджетные труженики их не видят и не увидят никогда. Два мира разделены непроницаемой стеной, и стена эта пролегла через каждую улицу, через каждый дом. Два мира существуют параллельно и никогда не пересекутся вопреки оптимизму Лобачевского.
Д.А. Медведев на протяжении всего срока своего президентства многократно повторял одно и то же: надо помочь бизнесу! Главная задача правительства – помочь бизнесу! Помощь малому и среднему бизнесу – первоочередная цель! А между тем разрыв в доходах остаётся поистине чудовищным. Редкие повышения зарплат работников госбюджетной сферы, происходящие всегда с сильным опозданием, не меняют существующего положения вещей: эти крохи настолько мизерны, что оказываются тотчас же съеденными текущей инфляцией.
Пару лет назад над московскими улицами и проспектами появилось вдруг множество рекламных щитов с одной и той же надписью, напечатанной всюду аршинными буквами: «Создай свой малый бизнес!» Прочтя этот призыв, невольно и тщетно ищешь глазами другие плакаты, например: «Стань врачом, лечи людей!», «Учитель! Учи детей!», «Учёный! Не бросай свою науку!» Увы! Ничего этого нет, никаких иных призывов, кроме этого, одного-единственного, обращённого лишь к кандидатам в бизнесмены.
Они, конечно, уйдут в небытие – труженики всех иных профессий, не вхожие в новые фешенебельные офисы. Люди, которые стесняются отвечать на вопросы о своей зарплате. В их числе – знаменитые профессора, заслуженные учителя и заслуженные врачи, офицеры, передовики производства, мастера и рабочие высочайшей квалификации. Но любая инерция не бесконечна: так, средний возраст преподавателей и сотрудников во многих институтах приближается к семидесяти годам, а кое-где давно уже перешёл этот рубеж. Пройдёт совсем немного времени, и этих забытых людей больше не останется: они устанут наконец грести против течения и быть объектом насмешек со стороны своих более удачливых соседей и знакомых. Однажды они махнут безнадёжно рукой, выйдут из своих обветшавших институтов, цехов и библиотек и направятся устраиваться на новую работу в «стильные» офисы – кто сможет, разумеется. Или просто на пенсию – доживать…

Михаил ЛОКОЩЕНКО,
ведущий научный сотрудник
географического
факультета МГУ

Обсудить в группе Telegram

Михаил Локощенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS