Для посещающих Крым каждое лето, а таких фанатов немало, очевидно – жизнь там меняется к лучшему. Масштабные инфраструктурные проекты не позволяют усомниться в положительной динамике даже тем, кто считает присоединение Крыма к России незаконным. Но когда разговариваешь с местными жителями, нередко можно услышать, как «народ недоволен». В чём же дело?
С кем из крымчан приходится общаться туристу? С таксистами, горничными, хозяевами жилья, продавцами, попутчиками в транспорте. Народ на юге словоохотливый, и за пару недель отдыха создаётся впечатление о настроениях – из диалогов, обрывков услышанных разговоров, хотя, конечно, впечатления подобного рода и обобщения – вещь субъективная.
Помнится сценка лета 2018-го в дряхлом «Богдане» (одном из нелепых артефактов украинского автопрома, принадлежащего Порошенко). Рейс местного значения в сторону Коктебеля, на переднем ряду бабуля болтает с водителем, возмущается: «За два года одну дорогу построить не могут!» Речь о трассе «Таврида», которую начали строить вообще-то в мае 17-го. Протяжённость, на минуточку, 250 км, в состав трассы входят 20 транспортных развязок, 123 путепровода, 15 мостов, ну и так далее. В выступлении бабули обратим внимание не столько на пробелы в знаниях «матчасти», сколько на интонацию.
С этой ноющей интонацией придётся столкнуться неоднократно, она станет поводом затевать споры с местными, приводить аргументы. «Подождите, но ведь Крымский мост размером в 19 километров – это же уникальное сооружение, которое в корне меняет жизнь Крыма!» Ну да, отвечают, растягивая на южный манер гласные, и дальше следует какое-нибудь очередное «но» (бытовая проблема или даже нечто с претензией на философию). Ты не унимаешься: «А красавец-аэропорт – 32 млрд рублей затрат, 78 тыс. м2, вы его вообще видели?» Видели, говорят, но.
Собираетесь на майские в Крым? Запасайтесь аргументами, по мелочи и серьёзными.
За 2020 год экспорт продукции аграрно-промышленного комплекса Крыма составил 18,2 млн долларов США, что в 2,9 раза больше планового значения.
В 2020 году по Крымскому мосту ж/д транспортом перевезено 2,5 млн тонн грузов, в текущем году ожидается увеличение грузооборота до 6 млн тонн, рост в 2,5 раза, планируется реконструировать 25 ж/д платформ, закупить 295 автобусов и 27 трамваев.
В рамках программы по водоснабжению Республики Крым и Севастополя до 2024 года ежесуточный объём подаваемой воды будет увеличен до 300 тысяч кубометров...
К 2026 году инвестиции в Крым превысят 1 трлн рублей.
Вам будут снова говорить «но». И в этой связи поделюсь ноу-хау.
В конце спора, после внушительного списка достижений и дежурного «но» в ответ, следует припереть собеседника к стенке последним вопросом: «То есть вы хотите сказать, что при Украине было лучше? То есть вы хотите на Украину вернуться?»
И тут, о чудо, вы наверняка увидите характерную жестикуляцию, как будто собеседник отмахивается от залетевшей на свет летучей мыши, вы услышите, как крымчанин закричит, подвизгивая: «Нет! Конечно, нет! Ни за что!»
Удивительные всё-таки люди эти крымчане...
Или не только они? А что, если ныть и возмущаться, не замечая достижений и побед, – это наше общее свойство? Ведь и в Питере ноют, и в Хабаровске, и в Калининграде. А как заливисто ноют москвичи!
А что, если крымчане – это просто наиболее показательный пример, связанный с особенностями новейшей истории и спецификой туристического региона? А что, если к ним просто больше пристают с расспросами? А что ответите вы на вопрос «Как живётся?»?
Эдуард Скипин, Москва