Россия – не для «нормальных». – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 352 с.
В своей новой книге доктор философии Пётр Калитин, судя по всему, стремится объять необъятное, объяснить необъяснимое, открыть неоткрываемое. Такое стремление на протяжении человеческой истории было свойственно огромному количеству творческих личностей – философов и религиозных мыслителей, алхимиков и поэтов.
Калитин норовит схватить за хвост неуловимую птицу «русской идеи», разгадать загадку «русской души». А есть ли эта идея и эта загадка? Видимо, есть, как, впрочем, наверняка имеется что-то подобное и у множества других этносов. Однако дать сущностно точные, исчерпывающие толкования наиболее «странным», специфическим национальным феноменам, как правило, невозможно. Это находке «философского камня», пожалуй, равносильно...
Практичному, рассудочно дисциплинированному немцу невдомёк, например, зачем китайцам и японцам их невероятно сложные азбуки-грамоты. А среднестатистический англичанин, чьи относительно недалёкие предки безжалостно казнили голодных детей за украденные булки, вряд ли поймёт, почему сердобольные русские крестьяне потчевали чем Бог послал шедших по арестантским трактам закоренелых преступников. Не уразумеет носитель западного мировоззрения и то, отчего на Руси издревле почитались юродивые. (Справедливости ради отметим, что и мы в абсолютном большинстве своём вряд ли сможем внятно ответить на подобные вопросы.)
В «России не для «нормальных» автор пытается как можно глубже вникнуть сам и посвятить читателей в природу русского юродства, более того, соотнести это явление с духовной (по Калитину) продолжательницей-преемницей – национальной антизападной интеллигенцией (в её бунтарско-подвижнической ипостаси). При этом Калитин в очередной раз возвращается к главной теме своих прежних трудов – петровской «имперской модернизации XVIII века» и ей сопутствовавшей богословской школы Московского митрополита Платона (Левшина)...
«Юродивые, или просто юроды, вызывали органично-тотальную любовь, вернее – любовь-страх со стороны русского народа, затрагивая настолько сакраментальные, настолько своеобычные, настолько глубинные свойства его души, что с иностранной вышки они напрочь не замечались...» – уверяет нас философ и нагружает свои рассуждения таким «ненормальным» количеством лингвистических шарад, фонетико-графических «сюрпризов», терминологических нюансов, что далеко не каждый читатель скоро «долетит до середины» этого, в общем-то, нетолстого произведения. По-видимому, таким мудрёным способом Калитин даёт всем понять: книга не только о юродивых, но и для (в некотором смысле) юродивых, да и написана «большущим оригиналом»… Насколько актуальны и полезны филолого-философские экзерсисы Петра Калитина? На этот вопрос каждый читатель его работ ответит сам. Ясно одно: в области иррационального, трансцендентного, метафизического решать задачи с помощью сколько-нибудь точных наук не стоит и пытаться.
Нам известно только, что поезд (раньше – Чудо-Тройка, ещё раньше – Витязь с хрестоматийного перепутья) «Русь» движется из пункта А в пункт Б, но местонахождения этих пунктов никому, кроме (палец вверх)… неведомы. Разве можно предсказать, когда состав прибудет (и прибудет ли) на конечную станцию? Приходится довольствоваться лишь показаниями очевидцев движения и остановок поезда. Кто-то видел, как он мчался с бешеной скоростью, высекая ослепительные искры, кто-то, напротив, мысленно уподобил его ползущей рептилии, кто-то заметил в кабине паровоза пьяного, оравшего неприличные песни машиниста, а кто-то наблюдал профилактический ремонт старого локомотива... Но и этого уже немало для тех, кто всерьёз обеспокоен судьбой страны.