Вслед за фильмами о кремлёвских жёнах и детях канал НТВ подобрался к «Кремлёвским похоронам». Образцом телеподхода к теме стал фильм об убийстве «красного питерского царя» Сергея Кирова, взявшего себе революционный псевдоним, по одной версии, от имени основателя древнеперсидского царства, а по другой – от святого бессребреника. В любом случае выбор оказался значимым: и основатель, и святой почили не своей смертью. Об убийстве Кирова много написано и показано, и невольно захотелось, чтобы фильм, не приуроченный к какой-либо дате, приоткрыл новую страничку в тёмном и запутанном деле. Однако, вскользь рассмотрев все известные версии убийства – организация его Сталиным, белогвардейский заговор, зиновьевский заговор, убийца-одиночка, – создатели фильма склонились к менее распространённой версии, не имеющей подтверждений, – будто убийство Кирова организовали германские спецслужбы. Это предположение было заявлено как результат собственного исследования создателей, хотя в нём нет ничего, кроме догадки. Версия в своё время допускалась Юрием Жуковым, однако кропотливый историк, кстати, неоднократно показанный в фильме, не стал её развивать в своих трудах, поскольку зарубежными учёными не предъявлены этому доказательства: то ли из-за их отсутствия, то ли из-за закрытости германских архивов. Никаких серьёзных подтверждений, что Николаев получал в германском консульстве дойчмарки для отоваривания в Торгсине и жил припеваючи, нет. Как и данных о том, что Кирова убил его пожилой охранник, с которым Николаев был в сговоре. И зловещая тень этого охранника, показанная в фильме, не была убедительной. Ну а ещё одна версия, что Николаев убил Кирова из ревности, застукав перед началом важного совещания за бурным сексом со своей женой, это уже ход в духе нового времени. Есть дневник Николаева, в котором он пишет о тяжёлом положении своей семьи: «Изголодались до того, что мешок г. рады принять».
, ЯРОСЛАВЛЬ