«Это прекрасный город». Кинешма: художники, картины, музеи... – М.: Издательский дом «Азимут», 2008. – 230 с., ил.
Сравнительно небольшая по своему объёму книга позволяет проследить – ни много ни мало – историю двух последних веков русского изобразительного искусства, рассматриваемых через призму одного удивительного, чрезвычайно живописного города. Автор – известный журналист и искусствовед Евграф Кончин – даже и не скрывает, что давно влюблён в Кинешму, с этого, по сути, и начинает своё краеведческо-искусствоведческое повествование. Волжскому городу, что парит на высоком берегу между Плёсом и Юрьевцем, посвящено сорок любопытнейших глав-рассказов. Переходя от одного эпизода к другому, постепенно убеждаешься, что по насыщенности и качественности результата художественная летопись Кинешмы не уступит многим и многим куда более крупным географическим точкам.
«Кинешма была изначальным, отправным волжским пунктом для многих художников… ни один из художников не мог не побывать в Кинешме, не мог не воспринять какие-то впечатления, наблюдения, настроения от города, а подчас сделать и натуральные зарисовки…» – пишет Кончин, а потом убедительно доказывает сие названиями картин и именами. Оказывается, частица Кинешмы есть в «Бурлаках» Ивана Репина, в знаменитых пышнотелых красавицах на полотнах Бориса Кустодиева можно увидеть кинешемских купчих того времени, да и в волжских работах Алексея Саврасова вполне отчётливо виднеется кинешемский след. Вдохновение на этой благодатной земле черпали и Верещагин, и Левитан, и Маковский, и Бакшеев, и Виноградов, и Грабарь… Согласитесь, список впечатляет… Однако наряду с великолепной плеядой мастеров, прославивших русскую школу живописи, Кинешма помогала творить и тем, кто сейчас по тем или иным причинам несправедливо забыт. И несомненная заслуга автора в том, что он на страницах своей книги воскрешает, казалось бы, канувшие в Лету живописные фамилии – Леонид Чернов-Плёсский, к примеру, или Иван Нефёдов.
Евграф Кончин не ограничивает себя розыском историческим, художниками прошлого. Он говорит и о тех живописцах, кто восхищается богатой «натурой» Кинешмы в наши дни. Вот, скажем, молодая талантливая московская художница Наталья Крылова именно в этом городке осознала себя как живописца.
Книгу эту – далеко не роскошно изданную – приятно держать в руках, перелистывать. Поскольку сделана она с любовью, с теплотой, с художественным вкусом. Впрочем, иначе, наверное, и быть не могло.